Секретарь комитета представил меня симпатичной молодой девушке.Вот тот, кто вам Элла нужен для решения вашей задачи. Элла Диденко, являлась пионервожатой нашей подшефной школы Петроградского района, что на Большом проспекте. Начала работать она совсем недавно и ещё не имела достаточного опыта,ей надо было помочь провести пионерский сбор на какую-нибудь интересную тему.
С этой просьбой она и обратилась в наш Комитет ВЛКСМ НИИ «Интеграл».Надо сказать, что ей удивительно повезло (слова нашего комсомольского секретаря), встретиться в этот сложный для неё момент именно со мной. Опыт, полученный мною в «Артеке» и подтверждённый солидным документом (Удостоверение пионера-инструктора), оказался как нельзя кстати.
Девушка была очень смущена своей несостоятельностью и смотрела на меня, как на спасителя. Моему молодому мужскому самолюбию такое внимание очень льстило и я, тут же, включился в эту работу.
Я предложил ей провести сбор на тему - «Океан и освоение его человеком».Для нашего города Ленинграда, тема моря, всегда востребована и интересна,особенно для школьников, которым предстоит выбор профессии. На том и порешили.
Я проводил успокоенную пионервожатую и тут же принялся готовить материалы к сбору. Привычка к ответственному отношению к важному делу, воспитанная отцом и всей предыдущей жизнью, подсказала мне, что надо подготовить наглядные материалы по выбранной теме.
Просто слова, пусть и самые выразительные, не способны удержать интерес слушателей,а детей в особенности. Материалов у меня накопилось достаточно много – книги, журналы, плакаты, газетные вырезки… всё это пригодилось. В назначенное время я явился в школу, нагруженный всеми этими пособиями и горя желанием оказаться на высоте возложенной миссии. Мне и в голову не пришло, что этот визит будет таким успешным, а главное, он будет иметь продолжение до самого конца учебного года.
В 6-м классе, куда меня привела Элла, стоял обычный для школы шум и гвалт.Я, уже основательно позабывший свои школьные годы, даже немного растерялся.
Возбуждённые предстоящим мероприятием школьники успокоились только тогда, когда нам пришла на помощь учительница географии (классный руководитель), несколькими резкими фразами она угомонила аудиторию и, передав бразды правления Элле, села на последнюю парту. Пионервожатая открыла сбор, рассказала о его теме и представила меня классу. Сама же заняла место рядом с учительницей.
Вот тогда и прозвучали те слова, которые я поместил вначале своего ответа.Опыт сценической самодеятельности подсказал мне правильные интонации, с которыми я и произнёс слова Старика Хоттабыча.
В классе раздался смех, напряженные перед этим лица школьников расцвели улыбками,а глаза загорелись интересом. Контакт с аудиторией был налажен, дальше всё пошло, как по маслу. Начав с краткой общей географической справки, а перешел к эпохе Великих Географических Открытий, потом рассказал о войнах и пиратстве на просторах морей и океанов и, наконец, завёл разговор об океанских экспедициях и исследовании водных просторов и глубин в наше время.
Я рассказал им о запасах полезных ископаемых на морском дне и веществах растворённых в ней, о способах извлечения из воды полезных для людей минералов.
Отдельно и довольно много рассказывал о технических средствах, изобретённых человеком для проникновения и обитания в этой чужеродной для него среде.Эта часть сообщения была встречена с особым интересом, мальчишками.
Рассказал о рыбах, морских организмах, водорослях, которые обеспечивают нас столь необходимым для жизни кислородом, являются практически неисчерпаемым источником самой разнообразной пищи. Вполне возможно, что в своём запале, я уже совсем не учитывал возраста аудитории, её знаний, но слушали, затаив дыхание, а по вопросам можно было понять, что они многое воспринимают.
Это хороший пример для учителей, если материал подаётся интересно, то он побуждает к работе мысли у слушателей, порождает любопытство и фантазию. Так что, не надо бояться сложностей, будите интерес и они всё поймут, додумают.
Время летело незаметно, но никто из присутствовавших не проявлял нетерпения и усталости. Я невольно поглядывал на заднюю парту, ожидая с неё сигнала о завершении сбора, но оттуда никаких знаков не подавалось, напротив, наблюдалось полное одобрение и внимание.
Глаза преподавательницы географии стали круглыми от удивления, а пионервожатая сияла улыбкой. Её красивые глаза лучились неподдельным восхищением и восторгом.По всему было видно, что обе женщины многое, из сообщённого мною, слышали впервые, что же говорить о школьниках, чей жизненный опыт совершенно не сравним со взрослым.
Они глотали на лету каждое моё слово, каждую фразу. С радостью разглядывали принесённые мною картинки, посланные по рядам, подняв руку, задавали многочисленные вопросы… Тема сбора их явно заинтересовала, разбудила в юных душах неподдельный интерес к любимому мною океану.
Надеюсь, вы понимаете, что изложить в таком ответе всю полноту информации на эту тему, нет никакой возможности, да и не надо. Сейчас, в век информатики и Интернета, получить ответ на любой, самый сложный вопрос, не составит труда и не займёт много времени. Было бы желание.
Но тогда, в изолированном от внешнего мира Советском Союзе накопленная мною из различных источников, была особенно ценна и интересна.
Под конец, я рассказал ребятам о тех сказочных перспективах, которые открываются перед человечеством в будущем. Я предложил им самим подумать, какой бы свой посильный вклад они хотели бы сделать в удивительную и интересную науку под названием ОКЕАНОЛОГИЯ. Я смолк и вопросительно оглядел притихший класс.
Первой пришла в себя классная руководительница. Она решительно встала, быстрыми шагами пересекла комнату и порывисто пожала мою руку.
«Спасибо! Спасибо вам Константин Викторович за этот сбор, за эту содержательную лекцию!! Ничего подобного, стены этой школы никогда не слышали!» Она обернулась к притихшему классу и призвала поблагодарить шефа за эту лекцию. Что тут началось!? Хлопки, крики, смех, разговоры…
В этой суете и шуме слабо прозвучал голос пионервожатой, призывающий расходиться побыстрее, ввиду позднего уже времени. Все потянулись к выходу, так шумной ватагой мы и высыпали на Большой проспект. Элла, которая жила неподалеку, прошла со мной до станции метро и всю дорогу, сияя улыбками, не переставая щебетала рассыпаясь в комплиментах.
Я был полностью вознаграждён за труды. Уже в вагоне метро я, наконец, вздохнул и расслабился, дело сделано! Задание Комитета выполнено, симпатичная девушка Элла довольна, а я открыл в себе ещё одну, очень важную, как оказалось, способность выступать перед случайной аудиторией не смущаясь, внятно и достойно.Можно и отдохнуть. Как я был наивен, выяснилось лишь два дня спустя.
Среди рабочего дня меня вызвали в Партком. Наш парторг, передавший мне это указание, просил не задерживаться и заметно волновался. Это было странно (я ведь не был членом Партии), но привычка к дисциплине у меня была крепкая. Тем более, что в этот кабинет, двери которого, обитые красным кожзаменителем, я не раз проходил по коридору каждый день.
Что им понадобилось? Ломал я голову, открывая двери приёмной. Секретарша начальника встретила меня улыбкой, как давно знакомого. Она сказала несколько слов в микрофон и затем встала и раскрыла передо мной двери в святая-святых – кабинет секретаря Парткома НИИ. В этот кабинет, за три года своей работы, я входил впервые, не могу сказать,что это далось мне без усилий и волнения.
Из глубины кабинета, мне навстречу, подошли два человека, наш секретарь Комитета ВЛКСМ и солидный пожилой Секретарь Парткома. На их лицах блуждали улыбки.Я тоже расслабился и повеселел, судя по встрече, ничего страшного не предстояло.«На вас, товарищ Чекмарев, тут поступила бумага… из нашей подшефной школы!» -
Пытаясь сохранить серьёзность, произнёс секретарь Парткома.«Вы там какую-то лекцию прочитали, от которой все в восторге! Просят поблагодарить вас и очень просят продолжить эти занятия с другими классами этой школы, а то они обижаются, почему у них такого не было. Так вот, рассматривайте это, как выражение благодарности от нашего Партийного комитета и ответственное поручение.Посетите школу, договоритесь о времени и потом доложите уже мне лично.
Теперь это поручение будет контролировать Партком, а товарищ секретарь комсомола вам будет всячески помогать!». Вот так! Я оказался подключенным к партийной работе. До конца учебного года, я регулярно, после работы раз в неделю, ходил в школу и выступал перед учениками старших классов со своими лекциями об океане и перспективах его освоения человеком.
Учителя (и даже, дважды, представители ГОРОНО) присутствовали на этих моих лекциях и всегда очень лестно отзывались. Не знаю уж, на скольких моих слушателей повлияли мои лекции в выборе профессии, но, в ходе подготовки дома, я, вероятно, был настолько дотошным, что мой сын наслушавшись рассказов, поступил в «Лен.ГИДРОМЕТ» и получил специальность океанолога. Теперь это самодостаточный и уважаемый человек.
Попутно, я получил заряд глубокого уважения к педагогам, имеющим дело с детьми.Это самоотверженные люди, которые – каждый день, как на передовой.Трудное и нервное это дело, работа в школе!
Я рассказывал обо всех аспектах этого интересного рода человеческой деятельности,лекции были с такими темами –
- «Мировой океан – наша общая Родина и место зарождения жизни на земле»
- «Влияние океана на климат планеты»
- «Строение дна океанов и подводная геология»
- «Полезные ископаемые на морском дне и способы их добычи»
- «Мореплавание в древности и в наше время»
- «Военные действия на морских просторах»
- «Подводная археология и её последние достижения»
- «Затонувшие суда и способы их подъёма»
- «Рыбные и другие биологические ресурсы океана – источник пищи будущих поколений»
- «Подводный спорт и его развитие в СССР»
- «Технические средства освоения глубин океана»….
Как видите, эта тема неисчерпаема, как неисчерпаем сам океан!В кратком ответе это всё не отразить. Думаю, вы поняли, что замахнулись «ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ», как сказал Козьма Прутков!
Я с ним в этом полностью согласен.
P.S.