Не хочу навязывать своих взглядов, но понимаю, что человек по сути своей слаб и многим нужна постоянная психологическая поддержка в виде веры. И ведь верят во всякую глупость, а не в собственные силы и знания. Я уже не говорю о традиционных мировых религиях. Верят в мировой космический разум, инопланетян, чумаков, кашпировских и прочих шарлатанов всяких мастей, которых развелось огромное количество в последнее время.
Для меня же есть два полюса – знание (наука) и вера это когда нет сил (или желания) овладеть знаниями. Моё желание углубить свои знания в вопросах религиозных (и прочих) верований заставило в своё время самостоятельно изучать разную литературу на указанную тему.
Жаль что этот труд по силам далеко не каждому. Гораздо проще зайти в храм и выслушать проповедь или прочитать легковесную статейку в бульварной прессе об очередном чуде или выступление заморского проповедника по TVв самое, что ни на есть дорогое время эфира.
А ведь должны быть радио и телепередачи, в которых умные и трезвомыслящие люди разъясняли согражданам суть и причины таких, якобы чудесных, явлений. И я бы предпочёл, чтобы на передачу, организованную атеистами был приглашен тот же Яков Кротов в качестве гостя и оппонента. Чтобы не он, а уважаемый и признанный всеми учёный-академик или председатель атеистического общества задавали ему каверзные вопросы. Ведь по конституции все мы и верующие, и атеисты равноправны и свободны в своём волеизъявлении и совести.
И вовсе нет прямой связи между отсутствием веры, в какого либо бога и распущенностью, хамством и прочими грехами, на которую напирают наши оппоненты – «Бога нет! Значит всё дозволено!». Атеист не совершает отвратительных поступков, гонит прочь плохие мысли, не потому, что боится бога, а по внутреннему убеждению, под влиянием своей собственной, свободной от религии, совести. И если уж совершил, что-либо предосудительное, то и грызёт его не страх перед загробной карой, а собственная совесть (у кого она сформирована).
Верующий грешит, а потом бежит каяться, в надежде на прощение господне. Получив отпущение грехов, он со спокойной душой, снова совершает грехи, будучи уверенным, что его бог простит, крадет, убивает, не снимая нательного креста и, совершив преступное деяние, ставит свечку или вносит в церковную кассу непомерную для других сумму (или возжигает пудовую свечу) и вроде как откупился. Священник, от имени бога, прощает грешника, освобождает его душу от терзаний совести.
Воистину – «Если украл, да на церковь дал – то ты уже не вор, а праведник!», как говорит Егор Булычов у Горького. А за большие деньги этого «праведника» даже похоронят рядом с церковью там, где упокоены действительно уважаемые и почитаемые праведники. Чудны дела твои, Господи!!!
Прошло много лет, и я был вынужден вновь вернуться к этой теме. Мне, как молодому руководителю и свежеиспечённому члену КПСС (таково было непременное условие назначения меня на должность начальника КБ), было предложено пройти политическую учёбу.
Партийный руководитель коллектива, по заведённым тогда правилам, обязан был периодически повышать свой политический и культурный уровень в системе политучёбы. Хочешь, не хочешь, чтобы не лишиться любимой работы, приходилось подчиняться. Мне очень повезло. Во время очередной кампании направления на учёбу мне предложили на выбор несколько факультетов нашего Питерского УМЛ.
Отказаться было невозможно и единственно, что дозволялось, так это выбрать факультет. Обычно ИТР выбирали Философский, а точнее «Марксистско-Ленинская философия». С другими течениями, этой древней науки, можно было ознакомиться лишь через критику их, с позиции М-Л философов. На это серьезное, трёхгодичное испытание, поневоле, соглашались лишь те, кому надо было заиметь отметку о сдаче кандидатского минимума по этой «науке».
Меня такая проблема в то время не беспокоила и среди всей этой ерунды вроде Политэкономии социализма или Марксистско-ленинской философии, я увидел строчку - «ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ И АТЕИЗМ».
Это было моим спасением от нудной, трёхгодичной обязаловки. Я выбрал этот факультет и ни разу не пожалел об этом. Увы, группа наша была малочисленной (всего 30чел). И это счастье досталось не многим. Если бы массовая работа в этом направлении велась подобным же образом, я думаю, что сейчас не пришлось наблюдать рецидив мракобесия.
Преподавание велось на удивление качественно и демократично. Опытные лекторы и не только из числа штатных работников политпросвета, но и действующие священники разных конфессий не боялись вступать с аудиторией в пространные и острые дискуссии.
Священники и преподаватели академии, приглашавшиеся к нам для занятий были самые что ни на есть настоящие, действующие. Никакие не расстриги или разуверившиеся.
Здесь надо дать обязательное пояснение, без которого, вы не поймёте, как такое могло быть.
В советской «стране чудес» бывало всякое и не только это. Всё дело в том, что почти все поголовно (за редчайшим исключением) работники культов, и не только православные, а все, состояли на учёте, если не в штате, системы Госбезопасности. Те, кто не пожелал сотрудничать с «органами», благополучно превратились в «лагерную пыль», ещё в достопамятные тридцатые годы.
Другие были вынуждены принять жесткие условия Системы, и являлись осведомителями, а по простому «стукачами». У них даже была формулировка, согласно которой, они действовали в этих непростых условиях. «Всякая власть – от бога!» - говорили они. Эти слова красноречиво свидетельствуют о той мимикрии, к которой прибегают церковники, дабы в любой ситуации сохранить свой прибыльный бизнес. Вот и сейчас, мы наблюдаем крепкую смычку религии и власти.
Поначалу, мы очень настороженно и с недоверием относились к этим служителям культа, оказавшимся на институтской кафедре. Но, по мере общения, «лёд недоверия» постепенно растаял. Стало понятно, что это такие же, как мы, люди, только в необычной спецодежде и не таким, как у нас, мировоззрением. Люди, безусловно, умнейшие и прекрасно подготовленные к своей миссии. Их образованность, не только в вопросах веры, но и в мирских делах и даже научных веяниях нашего времени, вызывала глубокое уважение.
Их лекции не носили характерных признаков проповеди. Агитировать нас в свою веру, у них не было никакой необходимости. Невозможность вербовки адептов из состава студентов коммунистического ВУЗа они понимали, и потому, были достаточно откровенны с нами. Это позволяло пускаться в пространные философские рассуждения и, порой острые, неформальные беседы, в ходе которых, мы ближе узнавали друг друга и проникались взаимным доверием.
Пониманию их позиций, во многом способствовали беседы и лекции, которые происходили не в стенах института, а на выезде. Посещение храмов и молельных домов, музейных экспозиций и запасников, концерты церковных песнопений в Капелле, прослушивание колокольных звонов, присутствие на службах с последующим разъяснением, происходившего на наших глазах – всё это создавало у нас целостную картину.
Нам был предоставлен доступ в хранилища библиотек, другим, прочим недоступные. Как много интересного и нового я узнал за годы обучения. Становилось понятным, как эти архаичные и консервативные церемонии и обряды воздействовали на верующую массу. Эффективность приёмов, используемых церковью, была настолько велика, что мы, которых готовили для прямо противоположного занятия, постепенно начинали понимать, бесперспективность антирелигиозной пропагандистской задачи. Один из преподавателей, знаток психологии и опытный профессор академии так отвечал нам на наши настойчивые недоумённые вопросы.
Имейте в виду – говорил он – Вы, в своей антирелигиозной пропаганде, взываете к разуму оппонента, в расчёте на то, что путём логичных, на ваш взгляд, научных построений, убедите его в абсурдности его веры.
А мы, в своих проповедях, обращаемся к чувствам верующих. Восприятие наших слов, на сознательном уровне, здесь отсутствует. Человек воспринимает произносимое «сердцем и душой», критика содержания полностью заблокирована. Именно с целью введения человека в такое состояние, церемониал службы обставлен так сложно и пышно. Это всё, отрабатывалось веками и многократно повторялось, из года в год, из века в век.
Мерцание многочисленных свечей и лампад, обилие ликов икон обративших свои взоры на молящегося, блеск одежд служителей, их распевная речь, гулко отдающаяся под сводами храма, мерные взмахи кадила, и даже запах сгорающего воска и курящегося ладана – всё это вводит прихожанина в нужное нам состояние. Все эти, сопутствующие церковной службе, атрибуты активно воздействуют на глубинное сознание верующего.
Восприятие слов, произносимых священнослужителем, более глубокое, нежели то, что происходит на сухой академической лекции атеистического пропагандиста-лектора, каким бы подготовленным профессионалом он не был. Да и приводимая лектором аргументация, несостоятельности божественных текстов, поиск в них несоответствий, противоречий и прочие приёмы из стандартного набора пропагандиста, подразумевают определённую подготовленность слушателя, наличие у него желания вникать в логику и аргументы, сопоставлять и анализировать, а это уже интеллектуальный труд и необходимость мобилизации разума.
Далеко не все слушатели к этому готовы и на такое усилие способны. При этом, имейте в виду, что речь идёт о неверующих и колеблющихся слушателях. О тех, кто, в силу разных причин, не попал ещё под воздействие церкви. Собственно, среди них, и только среди них, можно вести свою пропагандистскую работу.
Но сразу скажу – успех не предопределён. Попытки, с помощью таких приёмов «в лоб», воздействовать на верующего человека, заведомо обречены, на сокрушительный провал. Вам НИКОГДА! не удастся разуверить человека, мотивируя аргументами логики и здравого смысла. Верующий, вас просто не услышит.
Нет! Культурный образованный и выдержанный верующий вас выслушает, он даже будет кивать вам в знак понимания сказанного, но внутренне будет жалеть вас как малое дитя, которое не хочет знать простую истину, понятную ему - слушателю. Он даже ни разу не возразит, не опровергнет ваши логические построения. Промолчит и останется при своём мнении, тем более что это фундамент его мировоззрения, его жизненная опора. Он не пожелает ничего менять в своей жизни.
Как поступают, в этой ситуации, малограмотные маргиналы, верующие фанатично, вы уже сами не раз наблюдали и на себе испытали. Эта публика, не стесняясь в выражениях, даст вам такую хамскую отповедь, что вы надолго утратите свой пропагандистский пыл.Поэтому, всегда учитывайте ситуацию и не бросайтесь очертя голову в бесплодную и порой опасную полемику с верующими.
Отдельно, скажу вам, о беседах со служителями культа, с теми, кто прошел многолетнее углублённое обучение в высших и средних учебных заведениях патриархии. Здесь вы потерпите поражение неизбежно. Вузовская подготовка священнослужителей предусматривает специальные дисциплины (полемика, «наука ведения споров» - один из профильных предметов) и практики, готовящие к работе в любых условиях, с любыми оппонентами.
И знание вероучения, изложенного в канонических и других трудах, у священников, не в пример, лучше вашего. Многие, из выпускников Академии и даже простых священников, знают богодухновенные тексты наизусть и ориентируются в них с закрытыми глазами. Если вы, с вашими научными знаниями, будете вести такую сложную мировоззренческую беседу публично, т.е. в присутствии других слушателей, то далеко не факт, что победа будет на вашей стороне.
Скорее всего, вы расстанетесь, каждый при своём мнении, но реакция непредвзятых слушателей будет не в вашу пользу. Именно поэтому, и не проводят диспутов на религиозные темы в СМИ. Эффект от таких шоу, будет прямо противоположным, задуманному устроителями.
Вот почему, церковники, так отчаянно стремятся, под любым видом, проникнуть в учебные заведения, особенно в младшие классы. То, что они «посеют» в молодые, не окрепшие в своём мировоззрении, головы, вынуть оттуда будет уже НЕВОЗМОЖНО.
Опасаясь этого, большевики-атеисты напрочь перекрыли доступ в школы, своим заклятым врагам и конкурентам, любым служителям культа. Отчаявшись победить веру в открытой борьбе, они быстро перешли к, присущим им, методам устранения этого, укоренившегося в сознании людей явления – пуля в затылок оппоненту и никаких дискуссий, храмы разграбить, взорвать и нет предмета для обсуждения.
Всё делалось для того, чтобы взамен одной религии, силовым путём создать другую.То, что коммунизм, это тоже религия подтверждает наличие всех составляющих сопутствующих религиозному культу, а именно:
вероучение – труды классиков Марксизма-Ленинизма и их многочисленных последователей, канонизация их учения, требование от членов организации постоянного изучения этих трудов, категорическая нетерпимость, к любым другим учениям и культам, жестокая борьба с попытками хоть малейшей модернизации учения,
культ – поклонение умершему вождю, мифологизация его жизнеописания, сохранение его мумифицированного трупа, размещение на видных общественных местах портретов его самого и последователей (те же иконы), строгая иерархичность, в построении самой организации и вертикальная беспрекословная подчинённость,
обрядность – повторяемые периодически демонстративные действия прославления вождя и пение гимнов в его честь, многократное повторение его цитат, собрание приверженцев (адептов веры) с хоровым пением гимнов и произнесением канонических заклинаний, празднование этапных моментов, создания нового культа, биографических событий жизни его вождей, сопровождаемое с массовым коллективным хождением под музыку ношением портретов и лозунгов (цитат из их трудов),требование безоглядной веры в насаждаемое учение.
Веры, не в загробное воздаяние, а веры в некое мифическое «светлое будущее», конкретные сроки, наступления которого, отодвигались, и отодвигались в бесконечность. Кто-то, из проводников новой религии, понимал утопичность её целей, а многие просто ПОВЕРИЛИ, что такое общество, всеобщего благоденствия, возможно построить. Эти «новые верующие» всеми силами и душой стремились воплотить её в жизнь, не считаясь с издержками и жертвами.
При этом, совершенно не учитывался тот факт, что в народном сознании, гонимая вера, ещё более привлекательна. Своими методами, большевики очень осложнили жизнь последующих поколений. Теперь в головах у населения прочно укрепилась ассоциативная связь большевик – атеист.
Научное познание мироустройства, тоже опорочено, как орудие ненавистных адептов коммунизма. Опять вспыхнул и разгорается спор сторонников и противников Дарвинизма, который, казалось, вполне угас в оные времена, под давлением неопровержимых фактов, представленных наукой!
Мрачную картину я вам нарисовал. От неё веет какой-то безысходностью. Наша борьба с верой и её убеждёнными фанатиками носителями, напоминает сражение с ветряными мельницами, известного литературного героя. Поэтому, я предлагаю собратьям по разуму - атеистам (а себе постоянно повторяю), умерить свой пыл и поберечь своё драгоценное здоровье. Мы ещё будем нужны людям.
Наши научные знания, ещё помогут спасти не мало людей от смерти, улучшить нашу жизнь. Пусть это будет вам утешением и наполнит смыслом вашу жизнь. А борьбу, с этой многоголовой гидрой, поведут те, кто обладает для этого большими, чем у нас, силами. Но почему-то, мне сдаётся, что если это и произойдёт, то произойдёт очень не скоро.
Человеческой природе (а женской в особенности) присуще ожидание и надежда на чудо.Сколько не учи наукам, а всё равно, в головах многих теплится – «А вдруг?»!!! Ну что с этим поделаешь?
Меня всегда интересовал тот факт, что, несмотря на научно-технический прогресс и развитие общества, множество людей (особенно женщин, а в конструкторах их было до 80%) продолжают верить в чудеса. Причём не в «чудеса» научные, а в самые примитивные чудеса вроде обновления и «плача» икон, явления отдельным экзальтированным верующим видений теней святых, спонтанные исцеления под влиянием молитв от якобы неизлечимых болезней и тому подобное.
Увы, но в наше время, когда православная церковь явно претендует на роль государственного органа. Активно вмешивается в жизнь общества, навязывая свои замшелые догмы под знаменем борьбы за мораль и нравственность. Умело и настойчиво использует достижения науки и техники для неприкрытой пропаганды своих догм.