Леонид, Спасибо за исчерпывающий ответ. Следующий вопрос будет вот о чём. Смертная казнь. За и против. Много противников, не меньше сторонников. Ваше мнение по этому вопросу.
Традицию смертной казни современные люди переняли от своих древнейших предков аж из периода верхнего палеолита, с тех времён, когда сформировалось первое подобие человеческой цивилизации. В те времена преступника нужно было наказать сразу же после задержания. Иначе ... ищи ветра в поле.
При наказании использовали т.н. концепцию талиона - безусловно разумную для родо-племенной организации. Согласно принципу талиона мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением (библейское "око за око, зуб за зуб"). Принцип талиона в различной степени отражён в иудейских, христианских и исламских религиозных догмах.
Сегодня смертная казнь имеет два различных аспекта, смешение которых приводит к потери здравого взгляда на эту проблему. Один из аспектов - моральный - представляет собой в чистом виде месть государства преступнику, который уже нейтрализован и не может принести вреда обществу. На ранних этапах человеческой цивилизации целью смертной казни было не умерщвление преступника, дабы он не продолжал творить зло далее, а именно его страдания и долгая мучительная смерть.
То есть наказанием за содеянное являлось не сама смерть, а безнадежные изнурительные страдания. Это - месть в чистом виде, скорее возмездие, чем правосудие, и для того чтобы это не выглядело отвратительным в глазах думающей части общества, принято было утверждать, что эта месть осуществляется от имени близких жертве людей.
Здесь следует отметить, что близкие к жертве люди делятся на тех, которые, понимая, что потерю не вернуть убийством преступника, не проявляют кровожадности, и на тех, которым нужно обязательно отомстить, которые горят мщением - самим по себе чувством иррациональным.
Таким образом нужно уточнить, что смертная казнь осуществляется государством от лица не любых, а именно мстительных людей, которые прекрасно отдают себе отчёт в том, что убийством ныне обезвреженного преступника близкого им человека к жизни не вернуть. Но более важным с точки зрения юридической является то, что государство не может быть орудием мести частного лица по факту публичного характера своей деятельности и не может быть самостоятельным "мстителем", являясь третьей стороной.
Во многих странах смертная казнь применялась к душевно больным и умственно неполноценным людям. В 1757 г. для умственно отсталого Робера Франка Дамье, пытавшегося ударить ножом императора Людовика XV, французским законодательством была установлена невиданная для этой страны казнь: его руки и ноги были привязаны к лошадям, которых пустили галопом в разные строны. Конечности Робера Дамье были оторваны от туловища.
Много столетий сумасшествие преступника не снимало с него ответственности за совершенное преступление. Первым прецедентом неприменения смертной казни в отношении душевнобольного следует считать случай Дэниела Мак-Нагтена, убившего в 1843 г. выстрелом из пистолета секретаря Премьер-министра Великобритании.
Специальным постановлением, получившим название "закон Мак - Нагтена", Парламент постановил не предавать душевнобольного преступника уголовному суду, а направдять на лечение в психиатрическую больницу. Применение смертной казни по отношению к умственно отсталым и душевно больным преступникам демонстрирует то, что ведущим аспектом смертной казни является именно мстительность.
Технический же аспект проблемы смертной казни состоит прежде всего в том, что всегда во все времена существовала и существует достаточно высокая вероятность ошибки. Так, например, в 1876 г. 18-летний житель Лондона Уильям Хэброн был приговорен к смертной казни через повешение за убийство полицейского. Поскольку преступник был несовершенолетним (в то время совершенолетними считались лица, достигшие 19 лет) смертную казнь отложили на 2 месяца, до дня рождения.
За это время в деле обнаружились нюансы, позволившие адвокату принести аппеляцию; после нового слушания смертный приговор был заменен пожизненным заключением. Через три года некий рецидивист Чарльз Пис сознался, что убийство полицейского совершено им, а вовсе не Уильямом Хэброном. Последний был выпущен на свободу и получил компенсацию в размере 800 фунтов. Подобных случаев известно множество, в том числе и в наше время.
Особенно много ошибок осуществлялось в период различных революций. Фукье-Тенвиль, общественный обвинитель робеспьеровского Революционного трибунала, наводившего ужас на всю Францию своими чудовищными приговорами, произносил речи, в каждой из которых сразу давал заключения по 25-30 различным уголовным делам.
Бланки с ходатайствами о вынесении смертных приговоров обвиняемым этот прокурор подписывал даже не читая. Накануне переворота 9 термидора, положившего конец якобинскому террору, кто-то поместил в стопку таких бланков документ, в который была вписана фамилия самого Фукье-Тенвиля.
Общественный обвинитель подписал, не глядя и этот бланк, создав тем самым исключительный юридический прецедент: прокурор ходатайствовал перед революционным судом о вынесении самому себе смертного приговора. Замечательная иллюстрация, характеризующая стиль работы "кристально честных" революционеров и уровень их "революционного правосознания".
За всё время существования государства Израиль было осуществлено две смертные казни: в 1962 году был казнён нацистский преступник Адольф Эйхман и и в 1948 году был казнен офицер Меир Тобянский. Практически сразу же после казни было установлено, что Тобянский был невиновен.
Президент Израиля Бен Гурион принёс извинения жене офицера. Этот случай сыграл определяющую роль в том, что в Израиле смертная казнь практически больше не применялась. Многие называют применяемые израильтянами т.н. "точечные ликвидации" смертной казнью без суда и следствия. Но такая постановка неверна, поскольку отсуствует возможность арестовать и предать суду преступников потенциальных и людей, уже совершивших тяжкие преступления против человечности.
Существует мнение, что смертная казнь отвращает потенциальных преступников от совершения преступлений. Но на самом деле это положение не доказано. На этот счёт имеются диаметрально противоположные мнения, подкреплённые соответствующей статистикой. Для освещения этого вопроса необходимо привести массу данных "за" и "против".
Например, обычай кровной мести является элементом правовых систем, в которых государство либо не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствие монополии права на насилие у государства). В такой ситуации за убийство семья жертвы наказывает семью преступника, чтобы восстановить семейную честь.
Кровная месть не только не предотвращает последующих убийств, но и чревата опасными последствиями - месть нередко становится ещё более жестокой, чем предшествовавшее ей преступление, влечёт за собой ответную «месть за месть», и в итоге выливается в долгие кровавые конфликты, нередко приводящие к обескровливанию обеих враждующих групп или полному уничтожению одной из них.
В сегодняшнем мире смертная казнь в любых её модификациях превращается в пережиток прошлого, несовместимый со статусом современного цивилизованного государства. Уже в 1908 году большая часть преступников, приговорённых в Европе к смертной казни, не подвергалось смертной казни.
Вот данные для нескольких европейских стран (после знака дроби следует количество приговорённых к количеству казнённых): Австрия 45/0, Англия 25/13, Бельгия 5/0,Франция 49/6, Россия 1959/1340. На сегодняшний день, 139 стран мира отменили смертную казнь на законодательном уровне или на практике, однако в 2008 г. казни все же имели место в 25 странах. В 2009 году по решению суда в мире были казнены 679 человек. Смертная казнь всё ещё существует в таких странах, как Китай, США, Япония, Иран, Саудовская Аравия и др.
10 октября в восьмой раз прошёл день борьбы на отмену смертной казни. Сторонники отмены смертной казни обращают внимание на бессмысленность этой меры. Пожизненное заключение без права на помилование (life without parole) порой бывает куда более страшной карой за преступление, чем лишение жизни. В Италии в 2007 году 311 приговорённых к пожизненному заключению обратились с петицией к правительству по поводу их права быть казнёнными. Они считают, что такой приговор есть не что иное, как каждодневное умирание.
Наиболее прогрессивными в отношении к смертной казни оказались государства Европы. "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен", гласит статья 1 Протокола № 6 к Европейской конвенции о правах человека. Этими двумя предложениями Совет Европы сделал смертную казнь недостойной демократического государства и показал пример всему международному сообществу.
И с 1997 года в государствах-членах Совета Европы не казнен ни один человек.Это тем более примечательно, что отмена смертной казни далась ценой упорной борьбы. Когда в 1949 году создавался Совет Европы, смертная казнь как мера наказания фигурировала в уголовных кодексах всех тогдашних членов организации, хотя в некоторых из них смертные приговоры в исполнение фактически не приводились.
Вопрос о смертной казни был поставлен Парламентской Ассамблеей Совета Европы, и именно она своей настойчивостью убедила правительства оказаться от смертной казни, в результате чего Европа стала первым регионом планеты, где смертная казнь навсегда поставлена вне закона.
Протокол № 6 к Европейской конвенции о правах человека, который запрещает применение смертной казни в мирное время, вступил в силу 1 марта 1985 г. Он является результатом более чем 20-тилетней деятельности Совета Европы в этой области. Еще в 1962 году в одном из докладов Совета Европы отмечалось, что общая тенденция в мире идет в направлении отмены смертной казни, и этот вывод с тех пор нашел свое подтверждение во всех частях света. Если в стране была отменена смертная казнь, то ее очень редко восстанавливают.
По случаю 110-ой сессии Комитета Министров, состоявшейся в Вильнюсе в мае 2002 года, министры иностранных дел и представители 36 государств-членов Совета Европы подписали Протокол № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека, который запрещает применение смертной казни при любых обстоятельствах. Протокол запрещает применение смертной казни при любых обстоятельствах, в том числе в военное время и в случае военной угрозы. Никаких исключений или оговорок к Протоколу № 13 к Европейской конвенции о защите прав человека не допускается.
Благодаря Протоколу № 13 Совет Европы открывает путь к запрещению этого варварского наказания при всех обстоятельствах. Протокол вступил в силу 1 июля 2003 года. Об этом говорится в совместном заявлении европейских организаций. "Мы призываем страны Европы и другие государства поддержать резолюцию о введении всемирного моратория на смертную казнь. Обсуждение этой резолюции должно состояться в рамках 65 сессии Генеральной Ассамблеи ООН", - отмечается в коммюнике.
Весь мир обошли фотографии двух повешенных в Иране юношей-гомосексуалистов. Приводились кадры массовых казней в талибском Афганистане. Хотя принцип талиона упоминается в священных книгах всех авраамических религий, только в исламе этот принцип рассматривается в качестве обязательных требования к современному обществу. В остальных же религиях обязательность воздаяния смертной казнью рассматривается как требование, свойственное древнему, архаическому обществу.
Когда по случаю 47-й годовщины независимости Мали президент Амаду Тумани Туре обратился к нации с предложением внести на рассмотрение Национальной ассамблеи закон об отмене смертной казни, то председатель Высшего исламского совета Мали заявил, что "мусульмане не могут поступать вопреки предписаниям Корана в этой области". В государствах, где религия вмешивается в жизнь гражданского общества, надежды на торжество здравого смысла иллюзорны. Для цивилизованных государств можно ожидать полного запрещения смертной казни, как варварского способа наказания за содеянные тяжкие преступления.
Краткое содержание беседы
Город Детства
О Родителях
Образование
Почему Россия не может выйти из постоянных кризисов…
Сейсмологическое оружие, климатические войны и о многом другом
Роль личности в истории
Невозможность человечества обеспечить себя пищей…
Роль Китая в современном мире. Тихая экспансия и расширение границ.
Братья наши меньшие.
О моде и не только…
Смертная казнь. За и против.
О незыблемости границ.
Немного о Америке…
Есть ли жизнь на Марсе? Одиноки ли мы во Вселенной…
К чему придёт наша цивилизация...
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях