Леонид, скажу только одно слово - Потрясающе. Бабушки, это вообще отдельная тема для беседы. А слово ,,бакинец,, это в одном ряду с таким словом, как ,,тбилисец,,. Тбилисские запахи, вообще за гранью реальности. А как забыть крики по утрам мацонщика! После такого ответа, я бы не простил себе, если бы не попросил Вас рассказать о родителях. Что запомнилось? Детская память хранит такие детали, что взрослые порой удивляются.
Как я уже отмечал в одной из ссылок, наша семья жила в Баку в особом доме. Мой дед был редактором республиканской газеты, в связи с чем получил шикарные аппартаменты в доме для работников ЦК партии и профсоюзов. На глазах моего отца и моей бабушки большая часть жильцов огромного дома в 30-х годах была растреляна или же заключена в тюрьму.
По этой причине множество подробностей из истории нашей семьи от меня скрывалось, чтобы я где-то не проболтался. Уже взрослым я узнал, что мой прапрадед по линии бабушки был очень высоким чином в грузинской православной церкви, а прадед был жандармским полковником в городе Шуша. У него из тюрьмы совершили побег заключенные, за что он был разжалован и работал машинистом паровоза на станции Хашури. Был он очень жёстким человеком.
Сын жандармского полковника - родной брат моей бабушки Владимир Биланов - был казнён в Москве до революции за революционную деятельность. Неродная бабушкина сестра Елена получала от Сталина пенсию за Владимира, а для моей бабушки это было невозможно: она до самой смерти вспоминала Володю со слезами на глазах и получать за него деньги для неё было немыслимо.
Мой отец был назван в честь Володи Биланова. Володя окончил в Москве Лазаревский институт восточных языков (преобразованный из частного "Армянского Лазаревых училища", организованного семьёй Лазаревых в 1815 году). Большую часть времени он проводил в Европе, откуда присылал сестре красивые открытки с видами городов. В нашей семье хранился подпольный номер журнала "Смена", где описывалась казнь Владимира Биланова и бельгийца по фамилии Бруно в т.н. Хамовнической давилке.
Моя прабабка, которая не говорила по-русски, непонятно как узнала о приговоре и поехала в Москву. Но все её старания смягчить приговор ни к чему не привели. Невеста Володи по фамилии Бушуева добилась свидание и нанесла на губы цианистый калий. Володя поцеловал её и был практически при смерти, но его спасли, чтобы повесить.
Дед мой по отцу - Яков Сергеевич Андреев - был очень яркой личностью. Был он хорошим скрипачом, композитором, превосходным журналистом, общественным деятелем. После революции был редактором одной из центральных газет Азербайджана. До революции руководил фракцией правых эсеров Гянджи. В этом городе, кстати, родился и мой отец. О моём деде можно прочитать в воспоминаниях моего отца, ссылки на которые я приводил выше.
Мама моя - Пинкусова Мария Иосифовна - еврейка по национальности, родилась в Херсоне. У них в семье было 5 братьев и одна сестра. Отец рано умер и фактически семью содержал старший из братьев по имени Семён. Мы с моей родной сестрой Соней очень уважали этого человека. Я описал своего дядю в одном из своих рассказов: "Живые мертвые и мертвые живые". Сестру мою, которая младше меня на 11 лет, назвали в честь моей бабушки. Я помню её - красивую рыжеволосую женщину, когда она приезжала в Баку за год до войны.
Когда немцы подходили к Херсону, мама поехала забрать бабушку Соню в Баку, но та отказалась. В этом отказе большую роль сыграл отчим моей мамы. Он был в плену в Германии в первую мировую войну, прекрасно говорил по-немецки, был широко образован. Он убедил свою жену в том, что им ничего не грозит, и разговоры про то, что немцы убивают евреев, - просто напросто враньё.
Уже после войны выяснилась печальная история моей бабушки и её мужа. Последний увидел, как немецкий лейтенант тащит за руку по земле беременную девушку. Он схватил лейтенанта за руку и на немецком языке произнёс пламенную речь о том, немецкая нация философов, литераторов и музыкантов превратилась за каких-нибудь 10 лет в нацию подонков. Мою бабушку и её мужа повесили на площади Херсона.
Я привёл несколько фрагментов из истории родителей моих родителей, преследуя две цели. Во-первых, я хотел подчеркнуть, что мои родители на примере своих родителей уже в молодости прошли непростую школу жизни и научились ценить хорошие человеческие отношения. Это передалось и нам - детям. Бывало, что моя бабушка и моя мама проявляли недовольство друг другом.
Моя бабушка была буквально влюблена в своего сына - моего отца. Она считала его самым умным, самым красивым на свете, считала, что он лучше всех исполняет романсы и ... немного ревновала его к маме. Но в трудных ситуациях мама и бабушка самым трогательным образом поддерживали друг друга. Это отношение друг к другу двух любимых мною людей было для меня источником большого жизненного опыта.
Во-вторых, я хотел подчеркнуть, что в нашей семье царил интернационал в самом человечном понимании этого термина. Я чувствовал себя грузином, русским и евреем одновременно. Стоит добавить, что два моих сына имеют половину татарской крови, а старший сын немного мордовской. То, что я себя чувствовал одновременно грузином, русским и евреем - это не литературный образ.
Для меня эти три национальности по-настоящему родные. Если ещё учесть, что у меня много было близких друзей детства из азербайджанцев, армян и горских евреев, то можно сказать, что я - человек без национальности. (В Баку до войны по улицам разгуливал человек, который называл себя Гражданио и, как я, утверждал, что он человек без национальности. Потом НКВД его арестовало, как японского шпиона).
В СССР В указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность определялась гражданином для себя в 16 лет, при получении паспорта, путём выбора из национальностей отца или матери. По еврейским же законам национальность определяется только по матери. Таким образом, я могу называться или русским, или евреем. Но я считаю себя евреем и буду считать себя евреем по крайней мере до тех пор, пока на свете будет жить хоть один антисемит.
Отношение к евреям, в особенности в последние 10-15 лет я считаю возмутительной мерзостью. Мой отец был военнослужащим. Вышел в отставку в чине подполковника. Как-то он инспектировал какую-то воинскую часть. К нему подошёл капитан и, спросив разрешения обратиться, доложил, что "майор такой-то - чистый яврей, хотя у него фамилия звучит, как русская". Отец сказал капитану, что, мол, такое бывает.
У него жена, у которой нет в роду ни одного не еврея, а фамилия у неё звучит, как русская. Капитан быстро ретировался. Подобных случаев проявления желудочно-кишечного антисемитизма я знаю очень много. Поэтому на вопрос о том, какой я национальности, я отвечаю, что - еврей, представитель нации, давшей миру несметное количество талантов. Но вместе с тем я и грузин, я и русский.
Отец мой прошёл всю войну. За время войны он на несколько дней приезжал домой. Один из таких приездов я описал здесь. После войны некоторое время он работал в Австрии, откуда привёз патефон и большое количество пластинок. Это был большой ассортимент вальсов Штрауса, модных в военное и предвоенное время танго и фокстротов, музыкальных и вокальных фрагментов из классических опер.
Для меня это был новый сказочный мир. Я запирался в отдельной комнате и часами танцевал танго, фокстроты, изображал из себя испанца, танцующего зажигательные танцы. С того времени я обожаю танцевать. Когда я слышу ритмическую мелодию, у меня ноги сами собой начинают ходить. В университете я несколько лет пел и танцевал в ансамбле. Танцевал соло русский и грузинский танцы. Наш ансамбль танцевал на всех театральных подмостках г.Баку, начиная от азербайджанского драматического театра и кончая клубами, выезжал на гастроли в Махачкалу.
Мама работала секретаршей в Бакинской военно-морской флотилии в должности старшего лейтенанта. Во время войны отец свой офицерский паёк передал в Баку, поэтому наша семья была обеспечена питанием намного лучше других. У мамы был талант доставания продуктов. Она ездила по Азербайджану и привозила домой даже в голодное военное время яблоки, грецкие орехи, фундук, мёд. Все эти черты я перенял у мамы. Когда в нашей семье кончаются запасы каких-то продуктов, неведомая сила ставит меня на ноги и посылает, как говорили евреи в Баку, "скупиться".
В послевоенное время за продуктами питания выстраивались невероятной длины очереди. В нашем большом доме было два магазина, ресторан и пивная. Очереди за маслом и яйцами струились во дворе сложным узором и достигали 100 метров в длину. Не знаю почему, но все продавщицы ближайших магазинов обожали мою маму.
Мне кажется, это было связано с тем, что мама вела себя по отношению к незнакомым людям точно также, как я это каждый день вижу в Америке. Здесь за несколько минут можно узнать у кассирши всю её биографию и рассказать свою. Люди необыкновенно легко сходятся. Мама была именно таким человеком. Как только в магазины поступал товар, который предполагалось "выкинуть", то рядовые работники торговли ставили мою маму в известность.
У нас в доме стоял довольно большой таз, полный яиц, а я на завтрак делал себе яичницу из 10 яиц. Я придумал несколько десятков рецептов разнообразных яичниц, в итоге заработав аллергию на яйца. Последние пол века я яйца не ем, хотя и продолжаю их любить безмерно и с особым удовольствием готовить на завтрак яичницу своей любимой жене.
Лет через десять после войны мама демобилизовалась и стала домохозяйкой. Демобилизовался и мой отец, который вернулся к своей довоенной профессии журналиста. Сначала он работал корреспондентом военной газеты, потом работал заведующим сельскохозяйственным отделом телеграфного Агентства Азербайджана.
Был корреспондентом ТАСС. Он помогал главе Азербайджана Гейдару Алиеву в составлении докладов по сельскому хозяйству, за что Г.Алиев подарил ему трёхкомнатную квартиру в одном из двух престижных домов, построенных напротив Дома правительства. Поскольку от царственного подарка отказываться было нельзя, наша семья перебралась из шикарной квартиры с 5.5- метровыми потолками и паркетными полами невероятно высокого качества, в квартиру с убогой советской планировкой.
Я благодарен своим родителям за то, что они своим примером научили меня очень многим тайнам человеческого общежития. Не всё я понимал в те далёкие времена. Многое проявилось в моих мозгах значительно позднее. В нашей семье каждый сохранял ярко выраженную индивидуальность, которая самым естественным путём выливалось в безусловное подчинение потребностям семьи.
Моя мама умерла от тяжёлой формы диабета. После этого мой папа, сестра Соня и её сын переехали в Израиль. Моя сестра ни на шаг не отходила от мамы во время её болезни, делала ей уколы, следила за её питанием и т.д. Она пожертвовала своей личной жизнью. Быстро разойдясь с первым мужем, она ради родителей и сына больше так и не вышла замуж.
Мой папа скончался в Израиле в возрасте 92 лет. Все эти годы сестра моя ухаживала за отцом, который сильно болел в последнее время. Я буду по гроб благодарен своей дорогой сестре за самоотверженную заботу о родителях. Я очень горд тем, что был членом семьи, в которой все всегда любили друг друга. Все всегда!
Краткое содержание беседы
Город Детства
О Родителях
Образование
Почему Россия не может выйти из постоянных кризисов…
Сейсмологическое оружие, климатические войны и о многом другом
Роль личности в истории
Невозможность человечества обеспечить себя пищей…
Роль Китая в современном мире. Тихая экспансия и расширение границ.
Братья наши меньшие.
О моде и не только…
Смертная казнь. За и против.
О незыблемости границ.
Немного о Америке…
Есть ли жизнь на Марсе? Одиноки ли мы во Вселенной…
К чему придёт наша цивилизация...
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Комментарии
Сб, 26 нояб. 2011, 14:30:00 Ответить
Сб, 26 нояб. 2011, 14:39:43 Ответить
Сб, 26 нояб. 2011, 00:52:56 Ответить
Сб, 26 нояб. 2011, 13:19:55 Ответить