|
...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Здравствуйте!
Это я в далеком 1951 году. На фотографии мне два года… В семейном фотоальбоме фотография называлась «Ой, как тяжело», я же называю ее «Зачем мне это нужно?»
Я не помню, зачем взял эту банку с молоком или может мне ее дали в руки, чтобы посмеяться над маленьким мальчиком. Если это так, то сделать это мог только старший брат. Но я думаю, что вряд ли он это делал - просто увидел меня с банкой и сфотографировал.
Но вернемся к вопросу, зачем мне эта тяжелая банка с молоком. Почему-то я по жизни не особенно любил молоко. А шкурка образовавшаяся на поверхности молока при кипении вообще вызывала у меня отвращение.
Тем не менее я взял эту проклятую банку и из последних сил, скривившись держу ее проклятую… Зачем?
Когда я подрос вопрос «Зачем» начал расширяться и я терроризировал родителей и брата бесконечными вопросами «Зачем», которые постепенно трансформировались в «Почему»…
Узнали? Правильно, это тоже я между этими снимками почти 60 лет, правда я несколько изменился, завел очки но выражение лица осталось прежним…
А вопросы «Зачем» и «Почему» уже задают мне - видите поставили на мне две печати даже на «чело» слава богу, что на руку еще не поставили…
И теперь мне самому для себя хочется разобраться в вопросах «Зачем» и «Почему» … с чем и приступаю…
Искренне ваш Леонид Петрович Западенко
По несчастью или счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне
Не найти того что ищем
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил
И прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу,
Кто меня вернет?
И на валенках уеду
В сорок пятый год
В сорок пятом угадаю,
Там, где – Боже мой!
Будет мама молодая
И отец живой.
Геннадий Шпаликов
Первая фотография отца в гражданском костюме. Через неделю после демобилизации он надел костюм и сапоги и пошел в Фотографию на Кафедральной площади, мы все время там фотографировались.
Придя из Фотографии, отец молча снял сапоги, поставил их в шкаф и сказал маме, что больше он их никогда в жизни не наденет. Двадцать пять лет он проходил в военной форме и в сапогах и в конце 1954 года снял и то и другое - теперь уже навсегда.
Этот поступок отца не произвел на меня никакого впечатления, но из другого его поступка я извлек максимальное удовольствие.
Он достал из кармана галифе пачку папирос, смял ее и выкинул в мусор. Человек который в течении всей службы не мог работать без курева и который выкуривал до 25 папирос в день выкинул последнюю пачку которая была у него в кармане и больше никогда не прикасался к куреву.
Зато в кармане его костюма появились небольшие металлические коробочки с леденцами. Какое наслаждение доставляли они. Но постепенно другие интересы отвлекли меня от сладкого, да и отец отвык от курева. А память о леденцах из отцовского кармана осталась…
Мой отец Западенко Петр Аврамович родился в 1907 году в селе Свердликово на кировоградщине. Село стоит на высоком берегу реки Синюха-притоке реки Южный Буг.
Село Свердликово, упоминается еще в историческом документе датированном 1774 годом. Академик Петербургской академии наук Йоган Гильденштейн упоминает о нем в своих записках «Путешествие Елизаветградской провинцией». Основали его на территории, названной Новая Сербия переселенные выходцы из Сербии (Сербия-государство на берегу Средиземного моря).
Здесь в Свердликово и появилась фамилия Западенко.
…по рассказам родственников отца около 1790 года в Польше проходила перепись населения. Село Свердликово находилось на польском берегу реки. Увидев в поле селянина пахавшего землю, писцы подъехали к нему и спросили фамилию. Селянин подумал, что его спрашивают, откуда он пришел. И махнув рукой, он сказал, что пришел с Запада. Писцы и записали: Западенько.
Так получил эту фамилию мой предок по отцовской линии выходец из Адриатического государства Сербия. Мягкий знак в фамилии исчез в 20-х годах прошлого века при изменении орфографии.
В селе Свердликово, еще в 60-х годах прошлого века кроме моих родственников жило еще три большие семьи имевшие фамилию Западенко, но как подчеркивали мои братья, родственных отношений между ними не было. Это были только однофамильцы.
Западенко Аврам Иванович и Ксения Григорьевна, мои дедушка и бабушка. Дедушка родился в 1869 году, бабушка в 1871 году.
Семья Западенко около 1925 года.
Федор 1899 г. рождения, Антон 1900 г. рождения,
Никифор 1902 г. рождения, Лукия 1904 г. рождения,
Анна 1905 г. рождения, Петр 1907 г. рождения,
Николай 1910 г. рождения, Агриппина 1912 г.рождения и Ефросинья 1915 г. рождения.
Удивительно, но живя в селе через которое прошла революция, гражданская война, коллективизация, голод 1933-1934 годов, Отечественная война, семья потеряла только Антона, он погиб в 1945 году по Кенигсбергом. Когда в 1956 году я в первый раз был в селе Сведликово, остальные братья и сестры были живы. Дедушка умер в 1949 году, бабушка в 1929 году.
Такой была дедовская хата в далеком 1956 году. В тот приезд пока мы не обошли всех родственников, сколько их было, не помню, село не успокаивалось. Ведь приехал Петро Западенко, военный, майор с женой и сыном, и попробуй только отказаться прийти в гости…
Старая сельская мельница стоявшая в центре села. Раньше здесь текла глубокая речка, которая впадала в Синюху. Дом деда стоял недалеко от мельницы.
Рядом с селом был карьер, в котором добывали камень. Один из двоюродных братьев отца был бригадиром колхозной бригады, которая мостила этим камнем дороги в селе, а затем замостила дорогу ведущую из Свердликово к шоссе на Ново Архангельск.
В своей автобиографии отец написал: «До Октябрьской революции отец и мать занимались сельским хозяйством, после Октябрьской революции также занимались сельским хозяйством. В 1918 году окончил 4 класса сельской школы, по окончании школы работал вместе с отцом в сельском хозяйстве, до вступления на службу в вооруженные силы СССР. В старой и белой армии не служил».
Атаман Григорьев – село Свердликово находилось на территории подконтрольной его войскам…
Мария Никифорова – один из командиров армии Нестора Махно. Ее штаб некоторое время находился в селе Свердликово…
Нестор Махно. Части его армии неоднократно проходили через Ново Архангельск и село Свердиково…
В 1918 году отцу было 11 лет. О том, что делалось в селе Свердликово в период с 1918 по 1929 год ни отец, ни его родственники никогда ничего не рассказывали. Я лично очень сомневаюсь, чтобы семья Западенко была в стороне от происходящих событий…Но отец о многих событиях, происшедших в его жизни никогда не рассказывал. О многом можно только предполагать.
А с октября 1929 года жизнь отца расписана буквально по месяцам…
10 октября 1929 года по призыву Пивдесицкой РВК Кировоградской области Западенко Петр Аврамович, направлен в 4-й дважды Краснознаменный Коростенский железнодорожный полк в город Киев.
Стариков Илья Григорьевич начальник подрывной команды в полку, куда направили служить отца. В России этого человека называют лучшим партизанским разведчиком 20-го века и «дедушкой русского спецназа».
30 ноября 1930 года отца переводят служить в 4-й отдельный (мостовой) железнодорожный батальон КОВО заведующим продовольственным складом.
Батальон расквартирован на железнодорожной станции Гречаны на линии Жмеринка-Проскуров –Волочиск в нескольких километрах от небольшого подольского городка Проскуров.
Отец служит завпродскладом до 27 октября 1932 года, затем назначается писарем штаба в 4-м отдельном железнодорожном батальоне.
Возникает вопрос, почему человек, служивший завпродсладом переходит на работу писарем в штаб. Где лучше служить? И в чем (или в ком причина) резкого изменения места службы?
Эта девушка 20-ти летняя полька из города Проскурова, Шевчук Царилия Иосифовна-моя мама. Отец познакомился с ней в 1931 году, и долгое время не мог получить согласие маминых родителей на их брак.
Они были категорически против этого брака, как же полька может выйти замуж за «каптенариуса»(заведующего продскладом).И только после того, как отец пообещал что он поменяет место службы, станет писарем в штабе разрешение на брак было дано.
Мама рассказывала что после свадьбы в 1933 году они некоторое время жили в доме родителей. Отец и дедушка узнали друг друга и подружились на всю оставшуюся жизнь.
Все родственники мамы уважали отца. В Проскурове в 1934 году родился мой старший брат Валентин.
Проскуров 30-х годов. Маленький город находящийся в 50-ти километрах от границы с Польшей. Центральная улица. Для коренных жителей она всегда оставалась Александровской…
Середина 30-х годов. Где-то здесь находились и мои родные…
Жены военных на занятиях по спортивной гимнастике. Середина 30-х годов. Сейчас в этом помещении находится магазин по продаже стеклянной посуды.
Станция Гречаны. На территории части с женами офицеров проводятся занятия по гражданской обороне.
В Проскурове как в приграничном городе в то время стояло много военных частей, в частности 6-й казачий корпус. Об этом времени до сих пор напоминают названия улиц Примакова, Красноказачья и других.
Отец в это время служит делопроизводителем штаба в 4-м отдельном железнодорожном батальоне КОВО. Это было сложное время, папа и мама старались не рассказывать о том что с ними происходило в эти годы. Но однажды отец рассказал о небольшом эпизоде 1938 года…
Сейчас в этом здании находится детский кукольный театр. Ничто не напоминает о тех событиях, которые происходили в этом здании 75 лет назад.
В 30-х годах здесь находилось сначала окружное отделение НКВД, а затем особый отдел НКВД 5-й армейской кавалерийской группы.В середине 60-х годов в здании был городской дворец пионеров, и отца пригласили на какой-то концерт для ветеранов ВОВ. Мы пошли на концерт вдвоем.
Прошел концерт, и при выходе из зала в вестибюле дворца пионеров отец остановился, осмотрел вестибюль, и сказал : «Вот в этом месте я просидел в 1938 году двое суток на стуле…». Уже потом, позже он рассказал, что в 1938 году были арестованы почти все офицеры железнодорожного батальона. Арестованные находились в приемной НКВД. Никого не допрашивали, НКВДисты чего-то ждали…
Через двое суток арестованных отпустили. Уже в части офицерском собрании сообщили, что при аресте командир батальона и его заместитель оказали вооруженное сопротивление и застрелились. НКВД провело расследование и офицеров перевели в другие части.
Оказывается, в 1938 году в Проскурове, было проведено дело «Подольской организации военных» Расстреляно 378 человек 64 человека со станции Гречаны.12 декабря 1938 года командир 6-го казачьего корпуса Горячев( соратник Якира) умер в гор.Проскуров и похоронен на военном кладбище.
Теперь, когда были раскрыты документы того периода военные историки написали, что Горячев застрелился при аресте, за ним приехали НКВДисты из Москвы. В это время пострадали многие из моих родных. Но об этом я расскажу в другой раз.
В июне 1939 года отца переводят зав.делопроизводством штаба 2-го отдельного железнодорожного полка КОВО, расквартированного в городе Бердичев. Служба продолжалась на новом месте…
Бердичев до войны напоминал Проскуров, такой же небольшой город…
И снова отец на службе, а мама с братом на занятиях в части…
Стрелковые занятия с женами офицеров части…
Мама сдала комплекс военно-спортивных соревнований и получила значок ГТО…
В сентябре 1939 года отца назначают начальником финансового довольствия 15 отдельного строительного путевого железнодорожного ордена Красной Звезды батальона…
1 сентября 1939 года начинается Вторая Мировая война. Части Красной армии вступают на территорию Западной Украины
Железнодорожный батальон, где служит отец, занимается ремонтом железной дороги и наведением понтонных переправ через реки.
Штаб 15 отдельного железнодорожного батальона располагают во Львове. В декабре 1939 года мама с братом по вызову отца приезжают во Львов.
Львов 1939 года. Жители по-разному встречали части Красной Армии…
…одни с радостью…
…другие настороженно.
До июня 1941 года мама с братом живут во Львове на квартире. По рассказам мамы квартира была недалеко от Львовской цитадели. Как жаль, что я в свое время не интересовался, этим периодом жизни родителей и брата…время ушло, они ушли.
Остается только додумывать и немного фантазировать на эту тему. И опять я с благодарностью вспоминаю маму, именно она через всю войну сохранила старые фотографии, и среди них несколько фотографий сделанных во Львове в период 1939-1941 годов. Чтобы передать атмосферу того времени фотографии из альбома даны вперемешку с фотографиями сделанными во Львове в1940-1941 годах.
На обороте последней фотографии написано: Львов ул.Святого Николая фотография «Марион». Весна 1941 года. До начала войны два месяца…
Мама с братом живут во Львове, а батальон где служит отец направляют в состав 9-й армии на Финский фронт, где они в исключительно тяжелых условиях строят 132 километровую железную дорогу Петрозаводск-Суоярви. Строят в период с января по апрель 1940 года…
Офицеры и солдаты железнодорожного батальона
Январь-февраль 1940 года.
Финская война заканчивается, железнодорожный батальон перебрасывают в среднюю Азию на строительство железной дороги вдоль границы с Ираном.
Где-то в средней Азии…
Так проходит 1940 год. Наступает 1941…Весна 1941 года. Близится лето, время отпусков и пионерских лагерей.
Весной 1941 года железнодорожный батальон стоит в летних лагерях в городе Ямполь-Подольском Винницкой области, и отец посылает во Львов вызов для мамы и брата.5 июня 1941 года мама получает пропуск для проезда через пограничную зону в Ямполь-Подольский .Мама взяла с собой маленький чемоданчик с документами, фотографиями и личными вещами,
...ведь 23 июня 1941 года они должны были вернуться во Львов. В Ямполь они приехали 16 июня, и отец продлил пропуск еще на неделю. Мама рассказывала, что батальон отца стоял в летних лагерях недалеко от города и утром 22 июня жены офицеров с детьми собирались поехать на базар в Ямполь.
Машина тронулась, но тут же остановилась, шофер увидел бегущего и что-то кричащего отца. Отец подбежал к машине и отдышавшись сказал что началась война и семьи военнослужащих срочно эвакуируют вглубь страны.
О судьбе своих знакомых не смогших выехать из Львова после 22 июня мама узнала только в 1944 году. 30 июня немецкие войска вошли во Львов. Одним из первых во Львов вступил батальон украинских националистов «Нахтигаль»(Соловей).
Немцы во Львове
Семьи военных оставшиеся во Львове попали в концлагерь и погибли...
Парад в честь освободителей…
В первых числах июля мама с братом эвакуируются в город Курск, где в то время жили родные мамы.
Первые месяцы войны. Эвакуация.
Курский вокзал. Тогда казалось, что немецкие войска сюда не дойдут
Но уже в сентябре 1941года немцы подходят к Курску, и мама с братом эвакуируется дальше. Наши родственники остались в Курске и пережили немецкую оккупацию. В Курске погиб мой дедушка.
Все дальше и дальше вглубь страны едут в эвакуацию мама с братом. Сначала в гор.Абдулино, Оренбургской области, затем в город Кизляр, потом в Казахстан город Гурьев и наконец в город Актюбинск…
Здесь они остаются до конца 1943 года.
Средняя Азия. Мама и Валентин воочию ее увидели.
Где-то так же работал и Валентин, старший брат. В 1943 году ему исполнилось девять лет.
Валентин. 1942 год. На этой фотографии ему 8 лет.
Отец. Середина 1942 года. Получив, эту фотографию с письмом от отца мама немного успокоилась. Ведь почти год не было никаких сведений о части, где служил отец.
Мама и Валентин. Середина 1943 года.
После освобождения Курска мама и Валентин возвращаются туда и живут в Курске, до освобождения Проскурова.
Проскуров освобожден. Мама и Валентин приезжают в освобожденный город и живут здесь до окончания войны…
Кадры из документального фильма про освобождение Проскурова.
Осень 1944 года. Проскуров. Во дворе бабушкиного дома. Улица Глухая 29/1
Мама и брат в эвакуации, отец на фронтах Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. С июня 1941 года по июль 1942 года Южный фронт. Июль-август 1942 года Северокавказский фронт. Август 1942-январь 1943 Закавказский фронт. Январь 1943-май 1945 4-й и 3-й украинские, 1-й белорусский фронты…
Германия. Город Лансберг. 18 марта 1945 года.
5 мая 1945 года Берлин. Великая Отечественная война закончилась. Отец продолжает служить.
Город Вязьма. Начальник финансового довольствия 34 отдельного батальона механизации железнодорожных работ майор Западенко Петр Аврамович.
6 сентября 1949 года в семье Западенко, родился мальчик, которого на семейном совете назвали - Леонид…это был я. Начинается познание мира маленьким человеком.
Сначала на коляске с одногодком и другом.
А потом индивидуально. В результате чего вырос прожженный индивидуалист с душой ребенка…
В середине 1951 года отца назначают инспектором финансового отделения железнодорожной бригады которая расквартирована на территории Западной Украины. Штаб бригады находится во Львове. 26 сентября 1951 года мы все едем во Львов по месту службы отца.
Прошло 10 лет отец, мама и брат вновь едут в знакомый город. Я еду в город, который станет городом моего детства. Во Львове пройдут десять лет моей жизни, там я приобрету первых друзей, пойду в школу. Но это будет позже, а пока конец 1951 года. Семья майора Западенко вновь приезжает в город Львов. Жизнь продолжается…
Город Хмельницкий. 2010 год
Вернуться в раздел Леонид Западенко
|
|
|
|
|
Комментарии
Пт, 22 июля 2011, 00:38:41 Ответить
Чт, 21 июля 2011, 21:28:43 Ответить
Пт, 14 янв. 2011, 14:29:59 Ответить
Пт, 14 янв. 2011, 14:14:19 Ответить