Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
** Ницше **
Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего?
***
Начинаешь с того, что отучиваешься любить других, и кончаешь тем, что не находишь больше в себе ничего достойного любви.
***
Возраст самомнения. Между 26 и 30 годом - прекрасная пора жизни, когда человек зол на судьбу за то, что он есть столь многое и кажется столь малым.
***
Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины.
***
Мы охладеваем к тому, что познали, как только делимся этим с другими.
***
В Германии гораздо больше чтут желание, нежели умение: это самый подходящий край для несовершенных и претенциозных людей.
***
Не давайте себя обманывать! Самые деятельные народы несут в себе наибольшую усталость, их беспокойство есть слабость, - в них нет достаточного содержания, чтобы ждать и лениться.
***
Хоть бы Европа в скором времени породила великого государственного мужа, а тот, кто нынче, в мелочную эпоху плебейской близорукости, чествуется как великий реалист, пусть пользуется мелким авторитетом.
***
Этим конституционным монархам вручили добродетель: с тех пор они не могут больше поступать несправедливо, - но для этого у них и отняли власть.
***
Иной лишь после смерти делается великим - через эхо.
***
Теперь это только эхо, через что события приобретают величие: эхо газет.
***
Дюринг, верхогляд, повсюду ищет коррупцию, - я же ощущаю другую опасность эпохи: великую посредственность - никогда еще не было такого количества честности и благонравия.
***
Эпоха величайших свершений окажется вопреки всему эпохой ничтожнейших воздействий, если люди будут резиновыми и чересчур эластичными.
***
Не то, что он делает и замышляет против меня днем, беспокоит меня, а то, что я по ночам всплываю в его снах, - приводит меня в ужас.
***
Познавая нечто в человеке, мы в то же время разжигаем в нем это, а кто познает лишь низменные свойства человека, тот обладает и стимулирующей их силой и дает им разрядиться. Аффекты ближних твоих, обращенные против тебя, суть критика твоего познания, сообразно уровню его высоты и низости.
***
Из своего озлобления к какому-то человеку стряпаешь себе моральное негодование - и любуешься собою после: а из пресыщения ненавистью - прощение - и снова любуешься собою.
***
Незаурядный человек познает в несчастьи, сколь ничтожно все достоинство и порядочность осуждающих его людей. Они лопаются, когда оскорбляют их тщеславие, - нестерпимая, ограниченная скотина предстает взору.
***
Бюргерские и рыцарские добродетели не понимают друг друга и чернят друг друга.
***
Кто честно относится к людям, тот все еще скупится своей вежливостью.
***
Кто беден любовью, тот скупиться даже своей вежливостью.
***
Что какой-то человек приходятся нам по душе, это мы охотно засчитываем в пользу его и нашей собственной моральности.
***
Фамильярность превосходящего нас человека озлобляет, так как мы не можем расплатиться с ним тою же монетой. Напротив, следует посоветовать ему быть вежливым, т. е. постоянно делать вид, что он уважает нечто.
***
Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно.
***
Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой.
***
Мы более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе.
***
Со всем своим знанием других людей не выходишь из самого себя, а все больше входишь в себя.
***
Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем мы, отнюдь не становится тем самым для нас любимым.
***
В каждом сношении людей речь идет только о беременности.
***
Ты говоришь: Мне нравится это - и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но мне не нравишься ты!
***
Хваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь всегда другого.
***
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус - не грешит ли это против всякого хорошего вкуса?
***
Так называемые любезники умеют давать нам сдачу и с мелочи любви.
***
Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди - от недолюбленности.
***
Актерам некогда дожидаться справедливости: и часто я рассматриваю нетерпеливых людей с этой точки зрения - не актеры ли они.
***
Актеры, не сознающие своего актерства, производят впечатление настоящих алмазов и даже превосходят их - блеском.
***
Противоположностью актера является не честный человек, но исподтишка пролгавшийся человек (именно из них выходят большинство актеров).
***
К этому человеку прилган не его внешний вид, но его внутренний мир: он ничуть не хочет казаться мнимым и плоским - каковым он все-таки является.
***
Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания.
***
Ядовитейшие стрелы посылаются вслед за тем, кто отделывается от своего друга, не оскорбляя его даже.
***
После разлада. Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль.
***
Он поступил со мной несправедливо - это скверно. Но что он хочет теперь выспросить у меня прощения за свою несправедливость, это уже по части вылезания-из-кожи-вон!
***
У нас есть что сказать друг другу: и как хорошо нам спорить - ты влеком страстями, я полон оснований.
***
Берегись его: он говорит лишь для того, чтобы затем получить право слушать, - ты же, собственно, слушаешь лишь оттого, что неуместно всегда говорить, и это значит: ты слушаешь плохо, а он только и умеет что слушать.
***
Не будем говорить об этом! - Друг, об этом мы не вправе даже молчать.
***
Я хочу знать, если ли ты творческий или переделывающий человек, в каком-либо отношении: как творческий, ты принадлежишь к свободным, как переделывающий, ты - их раб и оружие.
***
Я воспринимаю как вредных всех людей, которые не могут больше быть противниками того, что они любят: они портят тем самым лучшие вещи и лучших людей.
***
Есть персоны, которые хотели бы вынудить каждого к полному приятию или отрицанию их собственной персоны, - к таковым принадлежал Руссо: их мучительный бред величия проистекает из их недоверия к самим себе.
***
Человек придает поступку ценность, но как удалось бы поступку придать человеку ценность!
***
Стендаль цитирует как закулисную сентенцию: Telle trouve a se vendre, qui n'eut pas trouve a se donner. Никто не хочет ее задаром: оттого вынуждена она продаваться! - сказал бы я.
***
Там, где дело идет о большом благополучии, следует накоплять свою репутацию.
***
Чтобы взваливать неприятные последствия собственной глупости на саму свою глупость, а не на свой характер, -- для этого требуется больше характера, чем есть у большинства людей.
***
Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди.
***
Вид наивного человека доставляет мне наслаждение, если только по природе он зол и наделен умом.
***
Для переваривания, в целях здоровья, потребна некоторого рода лень. Даже для переваривания переживания.
***
Он называет это верностью своей партии, но это лишь его комфорт, позволяющий ему не вставать больше с этой постели.
***
Этой паре присущ, по сути дела, одинаковый дурной вкус: но один из них тщится убедить себя и нас в том, что вкус этот - верх изысканности. Другой же стыдится своего вкуса и хочет убедить себя и нас в том, что ему присущ иной и более изысканный - наш вкус. К одному из этих типов относятся все филистеры образования.
***
Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.
***
Лучше лежать в постели и чувствовать себя больным, чем быть вынужденным делать что-то - по этому негласному правилу живут все самоистязатели.
***
Можно так сродниться с кем-нибудь, что видишь его во сне делающим и претерпевающим все то, что он делает и претерпевает наяву, - настолько сам ты мог бы сделать и претерпеть это.
***
Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не есть. Человек всегда приобретает или теряет.
***
Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее понимали как силу.
***
Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову.
***
Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшает характер.
***
Для очень одинокого и шум оказывается утешением.
***
Всякое сильное ожидание переживает свое исполнение, если последнее наступает раньше, чем - его ожидали.
***
Наше внезапно возникающее отвращение к самим себе может в равной степени быть результатом как утонченного вкуса, - так и испорченного вкуса.
***
Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным.
***
Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику.
***
Я оправдываю, ибо и я поступил бы так же - историческое образование. Мне страшно! Это значит: я терплю самого себя - раз так!
***
Мы начинаем подражателями и кончаем тем, что подражаем себе, - это есть последнее детство.
***
Только несгибаемый вправе молчать о самом себе.
***
Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
***
Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим мнением о нашей способности судить.
***
Потребность души не следует путать с потребностью в душе: последняя свойственна отдельным холодным натурам.
***
После опьянения победой всегда проявляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко - и оттого громче!
***
Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас.
***
Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления - и никак иначе.
***
Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.
***
Даже в своем голоде по человеку ищешь, прежде всего, удобоваримой пищи, хотя она и была малокалорийной: подобно картофелю.
***
Есть дающие натуры и есть воздающие.
***
В старании не познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и хитрости, чем утонченнейшие мыслители в их противоположном старании - познать себя.
***
Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, - что бы ни говорил нам об этом он сам.
***
У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко.
***
Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
***
Кто сильно страдает, тому завидует дьявол и выдворяет - на небо.
***
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку - на брак.
***
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.
***
Брак - это наиболее изогланная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.
***
Возвышенная и честная форма половой жизни, форма страсти, обладает нынче нечистой совестью. А пошлейшая и бесчестнейшая - чистой совестью.
***
Достаточно скверно! Время брака наступает гораздо раньше, чем время любви: понимая под последним свидетельство зрелости - у мужчины и женщины.
***
Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как их воспитатели.
***
У многих женщин, как у медиумических натур, интеллект проявляется лишь внезапно и толчками, притом с неожиданной силой: дух веет тогда над ними, а не из них, как кажется. Отсюда их трехглазая смышленость в путаных вещах, - отсюда же их вера в наитие.
***
Наш век охоч до того, чтобы приписывать умнейшим мужам вкус к незрелым, скудоумным и покорным простушкам, вкус Фауста к Гретхен: это свидетельствует против вкуса самого столетия и его умнейших мужей.
***
Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.
***
Потребности сердца. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.
***
Для всех женщин, которым обычай и стыд воспрещает удовлетворение полового влечения, религия, как духовное расцепление эротической потребности, оказывается чем-то незаменимым.
***
Женщины гораздо более чувствительны, чем мужчины, - именно потому, что они далеко не с такой силой осознают чувственность как таковую, как это присуще мужчинам.
***
Женщина не хочет признаваться себе, насколько она любит в своем возвышенном мужчину (именно мужчину); оттого обожествляет она человека в нем - перед собой и другими.
***
Стремление стать функцией - женский идеал любви. Мужской идеал - ассимиляция и возобладание либо сострадание (культ страдающего Бога).
***
Величайшее в великих - это материнское. Отец - всегда только случайность.
***
Самец жесток к тому, что он любит, - не из злобы, а из того, что он слишком бурно ощущает себя в любви и начисто лишен какого-либо чувства к чувству другого.
***
Ревность - остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость.
***
Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им ни казалось, что они служат Ему.
***
Всегда возвращать обратно: не принимать никаких даров, кроме как в вознаграждение и в знак того, что мы по ним узнаем действительно любящих и возмещаем это нашей любовью.
***
Действительно справедливые люди недароприимны (unbeschenkbar): они возвращают все обратно. Оттого у любящих они вызывают отвращение.
***
Удивительно, на какую только глупость ни способна чувственность, прельщенная любовью: она вдруг начисто лишается хорошего вкуса и называет безобразное прекрасным, достаточно лишь любви убедить ее в этом.
***
Требование взаимности не есть требование любви, но тщеславия и чувственности.
***
Я сержусь: ибо ты неправ - так думает любящий.
***
Моя любовь вызывает страх, она столь взыскательна! Я не могу любить, не веря в то, что любимый мною человек предназначен совершить нечто бессмертное. А он догадывается, во что я верю, чего я - требую!
***
Гордость внушает злополучно влюбленному, что возлюбленная его нисколько не заслуживает того, чтобы быть любимой им. Но более высокая гордость говорит ему: Никто не заслуживает того, чтобы быть любимым, - ты лишь недостаточно любишь ее!
***
Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.
***
Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
***
Жертвы, которые мы приносим, доказывают лишь, сколь незначительной делается для нас любая другая вещь, когда мы любим нечто.
***
Немного раздражения вначале и - и вслед за этим большая любовь? Так от трения спички происходит взрыв.
***
Дать своему аффекту имя - значит уже сделать шаг за пределы аффекта. Глубочайшая любовь, например, не умеет назвать себя и, вероятно, задается вопросом: не есть ли я ненависть?.
***
Любовь к жизни - это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.
***
Любовь - плод послушания: но расположение полов часто оказывается между плодом и корнем, а плод самой любви - свобода.
***
Безусловная любовь включает также и страстное желание быть истязуемым: тогда она изживается вопреки самой себе, и из готовности отдаться превращается под конец даже в желание самоуничтожения: Утони в этом море!
***
Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.
***
Предупреждать легкие возражения читателя - неучтиво и неблагоразумно. Большой учтивостью и большим благоразумием было бы - предоставить читателю самому высказать последнюю квинтэссенцию нашей мудрости
***
Такт хорошего прозаика в том, чтобы вплотную подступиться к поэзии, но никогда не переступать черты. Без тончайшего чувства и одаренности в самом поэтическом невозможно обладать этим тактом.
***
Чем абстрактней истина, которую намереваешься преподать, тем ревностнее следует совращать к ней чувства.
***
Стиль должен доказывать, что веришь в свои мысли и не только мыслишь их, но и ощущаешь.
***
Осторожно с периодами! Право на периоды дано лишь тем людям, которым и в речи свойственно долгое дыхание. Для большинства период - это вычурность.
***
Богатство жизни выдает себя через богатство жестов. Нужно учиться ощущать все - длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов - как жесты.
***
Поскольку пишущему недостает множества средств исполнителя, ему надлежит в общем запастись неким образцом весьма выразительного способа исполнения: отражение этого, написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для тебя более естественным).
***
Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: это я высказал бы и испортил бы таким-то и таким-то образом. Писание должно быть только подражанием.
***
Стиль должен всякий раз быть соразмерным тебе относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь довериться. (Закон двойного соотношения.)
***
Первое, что необходимо здесь, есть жизнь: стиль должен жить.
***
Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, - короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть написано. Посему никаких дел с писательщиной.
***
В современной музыке дано звучащее единство религии и чувственности и, стало быть, больше женщины, чем когда-либо в прежней музыке.
***
Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то пришлось бы заткнуть себе уши.
***
Лишь теперь брезжит человеку, что музыка - это символический язык аффектов: а впоследствии научатся еще отчетливо узнавать систему влечений музыканта из его музыки. Он, должно быть, и не подозревал, что выдает себя тем самым. Такова невинность этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям.
***
Вы сказали мне, что есть тон и что слух: но что за дело до этого музыканту? Объяснили ли вы тем самым музыку или же опровергли?
***
Видеть в Гамлете вершину человеческого духа - по мне это значит скромничать в отношении духа и вершины. Прежде всего это неудавшееся произведение: его автор, пожалуй, смеясь, согласился бы со мной, скажи я ему это в лицо.
***
Фауст, трагедия познания? В самом деле? Я смеюсь над Фаустом.
***
Герой радостен - это ускользало до сих пор от сочинителей трагедий.
***
Величайшие трагические мотивы остались до сих пор неиспользованными: ибо что знает какой-нибудь поэт о сотне трагедий совести?
***
Отнюдь не самым желательным является умение переваривать все, что создало прошлое: так, я желал бы, чтобы Данте в корне противоречил нашему вкусу и желудку.
***
Страстные, но бессердечные и артистичные - таковыми были греки, таковыми были даже греческие философы, как Платон.
***
Вера в форме, неверие в содержании - в этом вся прелесть сентенции, - следовательно, моральный парадокс.
***
Сначала приспособление к творению, затем приспособление к его Творцу, говорившему только символами.
***
Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
***
Кто, будучи поэтом, хочет платить наличными, тому придется платить собственными переживаниями: оттого именно не выносит поэт своих ближайших друзей в роли толкователей - они разгадывают, отгадывая вспять. Им следовало бы восхищаться тем, куда приходит некто путями своих страданий, - им следовало бы учиться смотреть вперед и вверх, а не назад и вниз.
***
Он научился выражать свои мысли, но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.
***
Чарующее произведение! Но сколь нестерпимо то, что творец его всегда напоминает нам о том, что это его произведение.
***
Мое направление в искусстве: продолжать творить не там, где пролегают границы, но там, где простирается будущее человека! Необходимы образы, по которым можно будет жить!
***
Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы делаем все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд - лишь средство, приводящее к этим мгновениям.
***
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.
***
Даже когда народ пятится, он пятится за идеалом - и верит в некое вперед.
***
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.
***
Возлюби ближнего своего - это значит прежде всего: Оставь ближнего своего в покое! - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
***
Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, - что, по сути, является самым непонятным достижением человека.
***
Когда мы прельщаемся собой и не в силах больше любить себя, то следует в порядке профилактики посоветовать любовь к ближнему: в той мере, в какой ближние мигом вынудят нас уверовать в то, что и мы стоим любви.
***
Что глупая женщина с добрым сердцем стоит высоко над гением, это звучит весьма учтиво - в устах гения. Это его любезность, - но это и его смышленость.
***
Давать каждому свое - это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.
***
Прекраснейшие цвета, которыми светятся добродетели, выдуманы теми, кому их недоставало. Откуда, например, берет свое начало бархатный глянец доброты и сострадания? - Наверняка не от добрых и сострадательных.
***
Посредством доброй воли к помощи, состраданию, подчинению, отказу от личных притязаний даже незначительные и поверхностные люди внешне делаются полезными и сносными. Не следует только разубеждать их в том, что это воля есть сама добродетель.
***
Если обладаешь волей к страданию, то это лишь шаг к тому, чтобы возобладать и волей к жестокости, - именно в качестве как права, так и долга.
***
Где всегда добровольно берут на себя страдания, там вольны также доставлять себе этим удовольствие.
***
Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
***
Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак тщеславия, если предположить, что по натуре сам являешься сострадательным и деликатным, - стало быть, недостаток гордости и благородства души.
***
Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного - более высокая потенция сострадания.
***
Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными, чем сама природа!
***
Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство - не наоборот.
***
Иное существование лишено смысла, разве что оно заставляет нас забыть другое существование. И есть также опийные поступки.
***
Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз посередине.
***
Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.
***
Utile - это лишь средство; его целью служит всегда какое-то dulce: будьте же честны, господа дульсиарии!
***
Можно было бы представить себе высокоморальную лживость, при которой человек осознает свое половое влечение только как долг зачинать детей.
***
Толковать свои склонности и антипатии как свой долг - большая нечистоплотность добрых!
***
Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.
***
Вначале ложь была моральна. Утверждались стадные мнения.
***
И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему этим слишком много чести.
***
Кто страстно взыскует справедливости, тот ощущает как облегчение и наиболее болезненный из своих аффектов.
***
Культивируя месть, пришлось бы отучиться и от благодарности, - но не и от любви.
***
Если я почитаю какое-либо чувство, то почитание врастает в само чувство.
***
Не путать смелость и чувство достоинства, присущие самолюбию с органически присущей смелостью: это - принуждение, при котором терпишь немалый ущерб в собственной одаренности.
***
Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к пороку - и никогда не зарастает им.
***
Говорят: удовольствие - и думают об усладах, говорят: чувство - и думают о чувственности, говорят: тело - и думают о том, что ниже тела, - и таким вот образом была обесчещена троица хороших вещей.
***
Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье - быть сплошным желанием и вместо исполнения - все новым желанием.
***
Почитание само есть уже страсть - как и оскорбление. Через почитание страсти становятся добродетелями.
***
Мы находим у различных людей одинаковое количество страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разнонаправленных. Добро и зло отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.
***
Побороть свой аффект - значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным.
***
При известных условиях наносится гораздо меньший общий вред, когда кто-то срывает свои аффекты на других, чем на самом себе: в особенности это относится к творческим натурам, сулящим большую пользу.
***
В аффекте обнаруживается не человек, но его аффект.
***
Всегда говорят о причинах аффектов и называют их поводы.
***
Для того, кто сильно отягчен своим разумом, аффект оказывается отдыхом: именно в качестве неразумия.
***
Не следует стыдиться самих аффектов; они для этого слишком неразумны.
***
Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в числе этих последствий фигурируют публичные наказание и поругание. Здесь пробивается великий источник всяческого верхоглядства.
***
К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей.
***
Лишь когда самолюбие станет однажды больше, умнее, утонченнее, изобретательнее, будет мирвыглядеть само-отверженнее.
***
У воров, разбойников, ростовщиков и спекулянтов себялюбие, в сущности, обнаруживается достаточно непритязательным и скромным образом: нелегко желать от людей меньшего, чем когда желаешь только их денег.
***
Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными.
***
Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием - это несчастливый брак!
***
Серьезный, строгий, нравственный - так называете вы его. Мне он кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда готовым наказать нас за это и корчить из себя нашего палача - досадуя на то, что мы не позволяем ему этого.
***
Не следует искать морали (того менее - моральности) у писателей, пишущих на моральные темы; моралисты в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, - их тенденция сведена к толике счастья: больные, которые воображают, что суть в выздоровлении.
***
Я рекомендую всем мученикам поразмыслить, не жажда ли мести довела их до крайности.
***
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.
***
Моральное негодование есть коварнейший способ мести.
***
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести.
***
Есть степень заядлой лживости, которую называют чистой совестью.
***
Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей.
***
Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают.
***
Нельзя связывать одним словом презренного человека с человеком страшным.
***
Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать великими.
***
Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела
***
Сотворить идеал - это значит: переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно прежде всего сотворить своего дьявола.
***
Есть герои как в злом, так и в добром - это совершенная наивность в устах какого-нибудь Ларошфуко.
***
Сквозь Ларошфуко просвечивает весьма знатный образ мыслей тогдашнего общества: сам он - разочарованный идеалист, подыскивающий, по инструкции христианства, скверные наименования для движущих сил своей эпохи.
***
Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого Ларошфуко?
***
Религиозный человек, глупец, гений, преступник, тиран - все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого.
***
Добро и зло суть предрассудки Божьи, - сказала змея. Но и сама змея была предрассудком Божьим.
***
Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали.
***
Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, - но если ты не ведаешь этого, ты проклят и преступник закона, - сказал Иисус одному человеку, нарушившему субботу: право, обращенное ко всем нарушителям и преступникам.
***
Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя.
***
В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.
***
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в помыслах обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя!
***
Послушание и закон - это звучит из всех моральных чувств. Но произвол и свобода могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали.
***
Право на новые собственные ценности - откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей.
***
В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое право.
***
Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни, где разъятые доселе способности могли бы соединиться.
***
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх.
***
Условия существования некоего существа, поскольку они выражают себя в плане долженствования, суть его мораль.
***
Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не следовало бы жить, - мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное, - что, разумеется, есть ложь.
***
Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением.
***
Не существует человека, ибо не существовало первого человека! - так заключают животные.
***
Мораль - это важничанье человека перед природой.
***
Господствовать - и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.
***
Вы называете это саморазложением Бога: но это лишь его шелушение - он сбрасывает свою моральную кожу! И вскоре вам предстоит увидеть Его снова, по ту сторону добра и зла.
***
Творить: это значит - выставлять из себя нечто, делать себя более пустым, более бедным и более любящим. Когда Бог сотворил мир, Он и сам был тогда не больше чем пустым понятием - и любовью к сотворенному.
***
Любя, мы творим людей по подобию нашего Бога, - и лишь затем мы от всего сердца ненавидим нашего дьявола.
***
Кто не находит больше в Боге великого как такового, тот вообще не находит его уже нигде - он должен либо отрицать его, либо созидать.
***
Содеянное из любви не морально, а религиозно.
***
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.
***
Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке.
***
Каждая церковь - камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
***
Богу, который любит, не делает чести заставлять любить Себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным.
***
Настало время, когда дьявол должен быть адвокатом Бога: если и сам он хочет иначе продлить свое существование.
***
Кто хочет оправдать существование, тому надобно еще и уметь быть адвокатом Бога перед дьяволом.
***
Дюринг: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно тявкающий и кусачий пес на привязи, улегшийся перед своей философией. Никто не пожелает себе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает.
***
Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул.
***
Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов.
***
Против эпикурейцев. - Они избавились от какого-то заблуждения и наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они преодолели, либо верят в то, что преодолели, противника, к которому испытывали ревность, - без малейшего сочувствия к тому, кто ощущал себя не в плену, а в безопасности, - без сочувствия и к страданию самих преодоленных.
***
Совершенное познание необходимости устранило бы всякое долженствование, - но и постигло бы необходимость долженствования, как следствие незнания.
***
Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.
***
Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.
***
Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика.
***
Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только да, но и нет кажется слишком патетическим, - он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь - в заросли скепсиса.
***
Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! - А вы, грубияны, говорите - он скептик.
***
Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, вытаращивается из головы и оглядывается вокруг.
***
Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как лихорадящий любит лед!
***
Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, - лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.
***
Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое чувство, из которого вы вовсе не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь ты должен, из которого оно возникло, уже не предстает взору; корень ее сокрыт под землей.
***
Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает удивление и ужас, - но там, где далекие от познания люди воспринимают его поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным.
***
Лишь человек делает мир мыслимым - мы все еще заняты этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир отныне его творение - ах, и вот же ему приходится теперь, подобно всякому творцу, любить свое творение!
***
Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!
***
Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) - это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: сердце здесь мужчина, а голова - женщина!
***
В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия.
***
Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому разогреванию.
***
Видеть и все же не верить, - первая добродетель познающего; видимость - величайший его искуситель.
***
Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?
***
Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту - они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками.
***
Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу морального человека: как раз по нему и видно, что он не нуждается в морали.
***
Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть грабеж и воровство.
***
Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся стоять на голове.
***
И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, - но не сама лестница.
***
И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.
***
Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не утоляет его любви.
***
В стадах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобою.
***
Если имеешь счастье оставаться темным, то можешь воспользоваться и льготами, предоставляемыми темнотой, и в особенности болтать всякое.
***
Одиннадцать двенадцатых всех великих людей истории были лишь представителями какого-то великого дела.
***
Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно определил его - или отстал от него.
***
Покуда к тебе относятся враждебно, ты еще не превозмог своего времени: ему не положено видеть тебя - столь высоким и отдаленным должен ты быть для него.
***
Во мне теперь острие всего морального размышления и работы в Европе.
***
Из всех европейцев, живущих и живших - Платон, Вольтер, Гете, - я обладаю душой самого широкого диапазона. Это зависит от обстоятельств, связанных не столько со мной, сколько с сущностью вещей, - я мог бы стать Буддой Европы: что, конечно, было бы антиподом индийского.
***
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
***
Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного.
***
Заблистать через триста лет - моя жажда славы.
***
Пережить многое, сопережить при этом множество прошедших вещей, пережить воедино множество собственных и чужих переживаний - это творит высших людей, я называю их суммами.
***
Желать чего-то и добиваться этого - считается признаком сильного характера. Но даже не желая чего-то, все-таки добиваться этого - свойственно сильнейшим, которые ощущают себя воплощенным фатумом.
***
Всякий восторг заключает в себе нечто вроде испуга и бегства от самих себя - временами даже само-отречение, само-отрицание.
***
В пылу борьбы можно пожертвовать жизнью: но побеждающий снедаем искусом отшвырнуть от себя свою жизнь. Каждой победе присуще презрение к жизни.
***
Кто стремится к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и довольствоваться количеством. Люди качества стремятся к малому.
***
Стремление к величию выдает с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте.
***
Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя.
***
Кто не живет в возвышенном, как дома, тот воспринимает возвышенное как нечто жуткое и фальшивое.
***
Возвышенный человек, видя возвышенное, становится свободным, уверенным, широким, спокойным, радостным, но совершенно прекрасное потрясает его своим видом и сшибает с ног: перед ним он отрицает самого себя.
***
Причинять боль тому, кого мы любим, - сущая чертовщина. По отношению к нам самим таково состояние героических людей: предельное насилие. Стремление впасть в противоположную крайность относится сюда же.
***
Противоположностью героического идеала является идеал гармонической всеразвитости - прекрасная противоположность и вполне желательная! Но идеал этот действителен лишь для добротных людей (например, Гете).
***
Героизм - таково настроение человека, стремящегося к цели, помимо которой он вообще уже не идет в счет. Героизм - это добрая воля к абсолютной самопогибели.
***
Что до героя, я не столь уж хорошего мнения о нем - и все-таки: он - наиболее приемлемая форма существования, в особенности когда нет другого выбора.
***
Искал ли уже когда-нибудь кто-либо на своем пути истину, как это до сих пор делал я, - противясь и переча всему, что благоприятствовало моему непосредственному чувству?
***
Я хотел быть философом неприятных истин - на протяжении шести лет.
***
Цель аскетизма. Следует выжидать свою жажду и дать ей полностью созреть: иначе никогда не откроешь своего источника, который никогда не может быть источником кого-либо другого.
***
Лишь теперь я одинок: я жаждал людей, я домогался людей - а находил всегда лишь себя самого - и больше не жажду себя.
***
Я не бегу близости людей: как раз даль, извечная даль, пролегающая между человеком и человеком, гонит меня в одиночество.
***
Лестница моих чувств высока, и вовсе не без охоты усаживаюсь я на самых низких ее ступенях, как раз оттого, что часто слишком долго приходится мне сидеть на самых высоких: оттого, что ветер дудит там пронзительно и свет часто бывает слишком ярким.
***
Опасность мудрого в том, что он больше всех подвержен соблазну влюбиться в неразумное.
***
Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую ты называешь любовью к истине, есть, должно быть, как раз любовь - к разочарованию.
***
Мой глаз видит идеалы других людей, и зрелище это часто восхищает меня; вы же, близорукие, думаете, что это - мои идеалы.
***
После того как я узрел бушующее море с чистым, светящимся небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет, кроме молнии.
***
Странно! Стоит лишь мне умолчать о какой-то мысли и держаться от нее подальше, как эта самая мысль непременно является мне воплощенной в облике человека, и мне приходится теперь любезничать с этим ангелом Божьим!
***
Это благородно - стыдиться лучшего в себе, так как только сам и обладаешь им.
***
Люблю ли я музыку? Я не знаю: слишком часто я ее и ненавижу. Но музыка любит меня, и стоит лишь кому-то покинуть меня, как она мигом рвется ко мне и хочет быть любимой.
***
Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
***
Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть.
***
Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех.
***
Испытывал ли я когда-нибудь угрызения совести? Память моя хранит на этот счет молчание.
***
Мне никогда не бывает в полной мере хорошо с людьми. Я смеюсь всякий раз над врагом раньше, чем ему приходится заглаживать свою вину передо мной. Но я мог бы легко совершить убийство в состоянии аффекта.
***
Как только благоразумие говорит: Не делай этого, это будет дурно истолковано, я всегда поступаю вопреки ему.
***
Я чувствую в себе склонность быть обворованным, обобранным. Но стоило только мне замечать, что все шло к тому, чтобы обманывать меня, как я впадал в эгоизм.
***
Что же поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И всякий раз с появлением на свет творения жизнь моя повисала на волоске.
***
Я должен быть ангелом, если только я хочу жить: вы же живете в других условиях.
***
Мое сильнейшее свойство - самоопределение. Но оно же по большей части оказывается и моей нуждой - я всегда стою на краю бездны.
***
Я мог бы погибнуть от каждого отдельного аффекта, присущего мне. Я всегда сталкивал их друг с другом.
***
Тем, как и что почитаешь, образуешь всегда вокруг себя дистанцию.
***
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.
***
Что внушает к женщине уважение, нередко смешанное со страхом, это ее нрав, более близкий к природе, чем нрав мужчины, ее чисто кошачья гибкость, ее умение скрывать злые намерения под ласковым видом и непостоянство ее страстей.
***
Кто унижает окружающих, тот никогда не будет великим сам. Когда мы желаем отделаться от какого-то человека, нам надобно лишь унизить себя перед ним - это тотчас же заденет его тщеславие, и он уберется восвояси.
***
Государства – самые холодные из чудовищ.
***
В любви и ненависти женщина более варвар, чем мужчина. Там где нет любви или ненависти, - женщина только статистка.
***
У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит презрение ко всему женскому роду.
***
То, что внушает уважение к женщине, а довольно часто и страх, - это ее НАТУРА, которая натуральнее мужской, ее истинно хищническая, коварная грация, когти тигрицы под перчаткой, простота и естественность в эгоизме, не поддающаяся воспитанию внутренняя дикость в вожделениях и добродетелях.
***
Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
***
Необходимо мужество, чтобы вступать в область запретного.
***
У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как.
***
Брак - это наиболее изолганная форма половой жизни, и именно поэтому на его стороне чистая совесть.
***
Две вещи хочет настоящий мужчина: опасности и игры.
***
Большинство людей слишком заняты собой, чтобы быть злобными.
***
Женщины чувственнее мужчин, но меньше знают о своей чувственности.
***
Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: инстинкте мести.
***
Если ты прежде всего и при всех обстоятельствах не внушаешь страха, то никто не примет тебя настолько всерьез, чтобы в конце концов полюбить тебя.
***
Великое наследие предшествовавшего нам человечества заключается в том, что мы больше не должны испытывать постоянный страх перед зверями, варварами, богами и сновидениями.
***
Если бы супруги не жили вместе, хорошие браки встречались бы чаще.
***
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
***
Нравственности предшествует принуждение, позднее она становая обычаем, еще позднее - свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом.
***
Брак может оказаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.
***
Когда-нибудь все будет иметь свой конец - далекий день, которого я уже не увижу, - тогда откроют мои книги и у меня будут читатели. Я должен писать для них, для них я должен закончить мои основные идеи. Сейчас я не могу бороться - у меня нет даже противника.
***
Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.
***
Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжет.
***
Тот, кто не может располагать двумя третями дня лично для себя, должен быть назван рабом.
***
Миром правят идеи, пришедшие неслышными шагами.
***
Желание любить выдает утомленность и пресыщенность собой; желание быть любимым, напротив, - тоску по себе, себялюбие.
***
Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать.
***
Женщина лучше мужчины понимает детей, но мужчина больше ребенок, чем женщина.
***
Победители не верят в случайность.
***
Мало найдется людей, которые, затрудняясь в материале для беседы, не выдали бы секретных дел своих друзей.
***
Многие люди не становились оригинальными мыслителями только потому, что имели слишком хорошую память.
***
Великие умы имеют скептический склад.
***
Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь.
***
Очень умным людям начинают не доверять, если видят их смущение.
***
Мудрость требует от нас быть мужественными, беззаботными, насмешливыми, буйными: ведь она женщина и может любить лишь воина.
***
Женщина по существу своему неуживчива как кошка, насколько бы миролюбивой она ни выглядела.
***
Мораль - это важничанье человека перед природой
***
В мире и без того недостаточно любви и благости, чтобы их еще можно было расточать воображаемым существам
***
Существует право, по которому мы можем отнять у человека жизнь, но нет права, по которому мы могли бы отнять у него смерть.
***
Некоторые люди рождаются на свет "посмертно".
***
Человек, ни разу еще не думавший о деньгах, о чести, о приобретении влиятельных связей, - да разве может он знать людей?
** Альфред Нобель **
Любая демократия приводит к диктатуре подонков.
** Леопольд Новак **
Ничто так не привязывает человека к человеку, как беспомощность.
** Новалис **
Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия.
** Фрэнк Норрис **
Если честолюбивая мечта не заставляет вас страдать, значит ее у вас нет.
** Эрнест Ньюмен **
Чем выше голос, тем ниже интеллект.
Вернуться в раздел Цитаты известных людей от Gorga