Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Боюсь, что войны дистанционно управляемых роботов уже надоели большинству читателей по набившим оскомину американским фантастическим фильмам и компьютерным играм. Но здесь речь идет о 1920‑х годах, когда инженер Бекаури предложил вести следующую мировую войну с помощью телеуправляемого оружия – радиоуправляемых самолетов, танков, подводных лодок, торпедных катеров и т. д. Причем предусматривались не только средства нападения, но и защиты. Перед наступающим неприятелем и далее в тылу взрывались радиоуправляемые фугасы. Но если все‑таки супостат мог дойти до наших укреплений, то его встречали дистанционно управляемые пулеметы, огнеметы и приборы пуска отравляющих веществ. Надо ли говорить, какой восторг вызвало предложение Бекаури у краскомов и их партийного начальства!
Замечу, что идея создания оружия дистанционного управления радиосигналами вовсе не принадлежала Бекаури. Кстати, и все остальные авантюристы 1920‑х – 1930‑х годов пользовались исключительно чужими идеями, но зато доводили их до абсурда.
Еще в самом начале XX века француз М. Шнейдер создал опытный образец мины, взрываемой по радио. Но мина эта не была настроена на определенную волну и легко могла быть взорвана от любой работающей рядом радиостанции. Позже Шнейдер усовершенствовал приемники своих мин, настроив их на определенную частоту. Вслед за Шнейдером радиоуправляемыми минами занялись еще несколько европейских изобретателей.
В России впервые опыт по телеуправляемым минам был произведен в 1910 г. Инженер‑механиком флота М. А. Яцуком и подполковником М. Н. Критским был произведен подрыв запального патрона, снабженного радиовзрывателем с антенной длиной в 2 аршина (1,42 м). Сигнал посылался с обыкновенной полевой радиостанции фирмы «Маркони».
В 1915–1918 гг. в состав кайзеровского флота были введены 17 телеуправляемых взрывающихся катеров, созданных по проекту доктора Сименса – главы компании «Сименс – Шункерт». Часть катеров управлялась по электропроводам длиной около 20 миль, а часть – по радио. Оператор управлял катерами с берега или с борта гидросамолета. Наиболее крупным успехом телеуправляемых катеров стала атака 28 октября 1917 г. в 40 милях от Остенде британского монитора «Эребус» водоизмещением 8586 т. Монитор получил сильные повреждения, но сумел вернуться в порт.
Параллельно с немцами англичане проводили опыты по созданию телеуправляемых самолето‑торпед, которые должны были наводиться по радио на вражеский корабль. В 1917 г. в городе Фарнборо при большом скоплении народа был показан радиоуправляемый самолет. Однако система управления вышла из строя, и самолет упал рядом с толпой зрителей. Чудом никто не пострадал.
После этого работы над телеуправляемым самолетом в Англии затихли. Полномасштабные работы возобновились лишь в 1932 г. В начале 1935 г. в городе Гендоне на выставке демонстрировался самолет, названный «Куинби» («пчелиная матка»). Он управлялся с земли: выполнял взлеты, посадки, виражи, пикирование, фигуры высшего пилотажа. Самолет был оборудован специальной аппаратурой для радиоуправления не только с земли, но и с другого самолета.
Внешне телесамолет ничем не отличался от обычного самолета. Он представлял собой обыкновенный биплан с мотором мощностью 200–300 л.с. Его полетный вес составлял 850 кг, а максимальная скорость – 250 км/час.
Первоначально телеуправляемый самолет использовался как движущаяся мишень для зенитной артиллерии.
В конце 1935 г. англичане решили устроить грандиозное шоу – радиоуправляемый самолет должен был уничтожить радиоуправляемый линкор. В качестве мишени использовался разоруженный линкор «Центурион» водоизмещением 25,7 тыс. т, который в 1926 г. был обращен в радиоуправляемый корабль‑цель. Но, увы, из этой затеи ничего не вышло.
Но мы зашли слишком далеко, а теперь вернемся в революционную Россию.
9 августа 1921 г, изобретатель В. И. Бекаури получает мандат Совета Труда и Обороны (СТО), лично подписанный В. И. Лениным. Мандат гласил: «Дан… изобретателю Владимиру Ивановичу Бекаури в том, что ему поручено осуществление в срочном порядке его, Бекаури, изобретения военно‑секретного характера». Подпись Ленина производила магическое действие на военных и совслужащих, и Бекаури удалось создать собственный институт – «Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения», а сокращенно «Остехбюро».
15 августа 1921 г. Бекаури на 3‑м этаже электротехнического корпуса ГОНТИ НТО ВСНХ (Петроград, ул. Госпитальная, 3/8. Сейчас в этой комнате кабинет директора ЦНИИ «Гранит») подписал приказ № 1 по «Остехбюро». Сразу же в состав «Остехбюро» переводят всех сотрудников отделов слабых токов и токов высокой частоты во главе с профессором В. Ф. Миткевичем. А 7 февраля 1922 г. «Остехбюро» был передан завод Пеко, переименованный позже в «Красный изобретатель».
18 августа 1921 г. Бекаури издает приказ № 2, согласно которому в «Остехбюро» было образовано 6 отделений: специальное, авиационное, подводного плавания, взрывчатых веществ, отдельные электромеханических и экспериментальных исследований. Таким образом, Бекаури брался за задачи, посильные только целой группе научно‑исследовательских институтов.
Возникает резонный вопрос: а кем был сей великий ученый?
Владимир Иванович Бекаури родился 27 декабря 1882 г. в Тифлисской губернии в семье дворянина‑однодворца, то есть крестьянина, имевшего законную или поддельную грамоту о дворянстве. («Липовые» грузинские «дворяне» и «князья» – тема особая.) В 1903 г. Бекаури окончил Михайловское железнодорожное техническое училище, то есть, говоря современным языком, профтехучилище. Согласно анкете, участник революции 1905 г. в Грузии. Тем не менее в 1911 г. Бекаури приезжает в Петербург, где легально поселяется под своей фамилией. В 1911–1920 гг. Бекаури – автор нескольких мелких изобретений, которые, впрочем, особой славы ему не принесли. Судя по всему, советских партаппаратчиков и лично Ленина Бекаури прельстил своей электрической системой сигнализации для стальных сейфов. А борцы за свободу и гласность, как известно, придя к власти, засекречивают все, что можно и нельзя. Электрическая сигнализация на сейфах показалась Ленину «архиважной». Бекаури без проблем получил нужный мандат, благодаря которому «пэтэушник» стал начальником профессоров.
Уже в 1922 г. Бекаури обуяла идея создания нескольких типов телеуправляемого оружия. «Война роботов» пришлась по душе партийному, военному и морскому начальству. О Тухачевском и Павлуновском мы уже говорили. А теперь представлю и флотское начальство.
Начальники ВМС РККА: С 9 декабря 1924 г. по 23 августа 1926 г. – Зоф Вячеслав Иванович, бывший рабочий, данные об образовании отсутствуют. С 23 августа 1926 г. по июль 1931 г. – Муклевич Ромуальд Адамович, поляк, бывший рабочий. В 1913 г. окончил школу машинистов, более нигде не учился. С июля 1931 г. по июль 1937 г. – Орлов Владимир Матрофанович, студент‑юрист, в 1917 г. окончил школу мичманов военного времени. Не лучше были и их замы. Вот, например, Лудри Иван Мартынович, унтер‑офицер, по происхождению из эстонских крестьян.
Надо ли говорить, что подобная публика разевала рты от фантастических идей Бекаури. И понятно, что жизни всех четверых одинаково оборвались в 1937 г.
В сентябре 1922 г. в экспериментальном бассейне в Петрограде Бекаури провел испытания мин ВУ, управляемых звуковым сигналом. Но основное внимание Бекаури уделял радиовзрывателям. 8 декабря 1922 г. завод «Красный летчик» передал для опытов «Остехбюро» самолет № 4 «Хендли Пейдж». Так начала создаваться воздушная эскадра «Остехбюро».
28 февраля 1924 г. ВМС передали «Остехбюро» тральщик «Микула», а 22 февраля 1926 г. – эсминец «Сибирский стрелок» (переименованный в «Конструктор»), а также – сторожевой корабль «Инженер».
На 1925/26 финансовый год «Остехбюро» выделено 3571 млн рублей, включая 1 миллион, выплаченный лично Бекаури. На 4 февраля 1927 г. в «Остехбюро» числилось 447 человек, из них 78 членов и кандидатов в члены партии.
Теперь Бекаури мог заказывать любые виды боевой техники. По предложению Бекаури, Панцержанский 7 февраля1923 г. обратился в ЦАГИ с требованием построить первый советский торпедный катер. (К нему мы еще вернемся.)
Для создания телеуправляемых самолетов Бекаури потребовался тяжелый самолет. Поначалу хотели заказать его в Англии, но по неведомым причинам заказ сорвался, и в начале1924 г. такой заказ был дан ЦАГИ. В ноябре 1924 г. А.Н, Туполев приступил к проектированию тяжелого бомбардировщика для «Остехбюро», получившего название АНТ‑4, а позже – ТБ‑1. В 1925 г. Бекаури предложил ЦАГИ начать работы по проектированию четырехмоторного военного самолета, названного ТБ‑ЗРТЗ, где буква «Т», видимо, означала «транспортный», так как машина предназначалась для перевозки на наружной подвески крупногабаритной военной техники – танков, тяжелых артиллерийских орудий, вплоть до торпедных катеров.
25 ноября 1925 г. «Остехбюро» получило аванс в размере 100 тыс. рублей, а в декабре 1925 г. ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева приступил к работе. Этот самолет получил обозначение АНТ‑б, а позже – ТБ‑3. Таким образом, командование ВВС первое время даже не знало о работах над ТБ‑1 и ТБ‑3. Научно‑технический комитет ВВС проявил интерес к АНТ‑б лишь в июне 1926 г. Как уже говорилось, спектр интересов Бекаури был крайне широк. Поэтому автор вынужден нарушить хронологию и рассказать о телемеханических самолетах ТБ‑1 и ТБ‑3, поскольку о них уж зашла речь. Для ТМСТБ‑1 в «Остехбюро» была создана телемеханическая система «Дедал». Подъем телемеханического самолета в воздух был сложной задачей, и ТБ‑1 взлетал с пилотом. При подлете к цели на несколько десятков километров пилот выбрасывался с парашютом. Далее самолет управлялся по радио с «ведущего» ТБ‑1. Причем управление шло по УКВ и могло осуществляться только при прямой видимости. Когда телеуправляемый ТБ‑1 достигал цели, с ведущей машины шел сигнал на пикирование. Такие самолеты планировалось принять на вооружение в 1935 г.
Несколько позже «Остехбюро» занялось проектированием четырехмоторного телеуправляемого бомбардировщика ТБ‑3. Как и ТБ‑1, новый бомбардировщик совершал взлет и маршевый полет с пилотом. Но при подходе к цели пилот не выбрасывался с парашютом, а пересаживался в подвешенный к ТБ‑3 истребитель И‑15 или И‑16(по схеме Вахмистрова) и на нем возвращался домой. Далее управление ТБ‑3 производилось с ведущего самолета. Телеуправляемые бомбардировщики ТБ‑3 предполагалось принять на вооружение в 1936 г. При испытаниях ТБ‑3 основной проблемой было отсутствие надежной работы автоматики. В рамках программы создания телемеханического ТБ‑3 было опробовано множество разных конструкций – пневматических, гидравлических и электромеханических. К примеру, в июле 1934 г. в Монино допытывался самолет с автопилотом АВП‑3, а в октябре того же года – с автопилотом АВП‑7. Но до 1937 г. так и не было разработано ни одного более‑менее приемлемого устройства.
В итоге 25 января 1938 г. тему закрыли, а три использовавшихся для испытаний бомбардировщика отобрали. Наконец в 1937 г. должны были принять на вооружение «телемеханический» самолет РД. В отличие от ТБ‑1 и ТБ‑3 для РД не требовался ведущий самолет управления. РД мог в телеуправляемом режиме лететь 1000–1500 км по сигналам радиомаяков.
Увы, ни один из этих самолетов на вооружение так и не поступил. Однако работы над телеуправляемыми самолетами продолжались и после разгона «Остехбюро». Так, 26 января 1940 г. вышло постановление СТО № 42СС о производстве телемеханических самолетов, в котором говорилось:
Обязать НКАП изготовить и сдать НКО в 1940 г. по тактико‑техническим требованиям ВС по заводу № 379 НКАП:
1) телемеханические самолеты (ТС) со взлетом без посадки: ТБ‑3 к 15 июля; СБ к 25 августа;
2) телемеханические самолеты со взлетом и посадкой: ТБ‑3 к 15 октября; СБ к 25 ноября;
3) командные самолеты управления: СБ к 25 августа; ДБ‑3 к 25 ноября.
Испытания должны быть проведены в Кричевцах. Начальнику 8ГУ и НИИ‑22 изготовить и сдать в 1940 г.:
а) телемеханический самолет УТ‑2 со взлетом и посадкой к 15 августа;
б) командный самолет управления к 15 августа.
В 1942 г. состоялись войсковые испытания телеуправляемого самолета «Торпедо», созданного на базе бомбардировщика ТБ‑3. Самолет ТБ‑3 был загружен 4 т взрывчатого вещества «повышенного действия». Наведение осуществлялось по радио с самолета ДБ‑ЗФ. Самолет ТБ‑3 «Торпедо», наводимый с ДБ‑ЗФ, должен был поразить железнодорожный узел в занятом немцами городе Вязьма. Однако при подлете к цели антенна передатчика на ДБ‑ЗФ вышла из строя, управление самолетом «Торпедо» было потеряно, и он упал куда‑то за Вязьму. Вторая пара ТБ‑3 «Торпедо» и самолет управления СБ в том же 1942 г. сгорели на аэродроме при взрыве боеприпасов на стоявшем рядом бомбардировщике.
На этом работы по телемеханическим самолетам были прекращены.
Продолжение следует....
Вернуться в раздел Про Армию
Познавательное
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ... |
|
Юмор
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Подразделы: Шутки (13), Рассказы (14).
|
|
Компьютеры
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ... |
|
Мой Город
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ... |