Дорогие Друзья!!! Интересных тем для разговора очень много. Только успевай отскакивать в сторону от информационного вала, который обрушивается на нас ежесекундно, но… Есть темы из разряда не просто интересных, а очень интересных. Керченский мост и всё, что с ним связано, безусловно одна из таких интересных тем, на которой мы сегодня и остановимся…
Вместо Предисловия…
Ломать, не строить. Ваш покорный слуга, очень любит, когда что-либо строится. Это лучше чем когда ломается, взрывается, сносится… Сандро, он ведь по одной из своих профессий, гидротехник и ещё строитель. Ну, так получилось. А посему, сегодня мы поговорим о строительстве Керченского моста и не только…
Итак, наш гарант конституции, в марте 2014 года, поставил перед Минтранспорта России очень амбициозную задачу. Ни много ни мало, а взять и построить Керченский мост для автомобильного и железнодорожного сообщения. Так надо. Так сказать, нет таких задач, которые невозможно решить в современных российских реалиях. Это важно.
Для тех кто не знает, скажу, что для автомобилей должно быть предусмотрено четыре полосы движения. При максимальной скорости движения 120 км/ч. Так называемая строительная длина, скоростной автомобильной асфальтобетонной дороги составит 19 километров. Если ничего не изменится к концу строительства, то пропускная способность будет около 40 тысяч автомобилей в сутки. Вот, так вот!!!
Что?! Забыл про железнодорожную линию?! Не забыл. Согласно проекта, будет два пути со строительной длиной 19 километров. Для пассажирских поездов расчётная скорость составит 120 км/ч и для грузовых 80 км/ч соответственно. Ну и соответственно щебёночный балласт, железобетонные шпалы и термоупрочнённые рельсы… Планируется, что движение автомобилей по мосту откроется в декабре 2018 года. Поезда пойдут по новому мосту в 2019 году. По предварительным данным сметная стоимость составит 211,8 миллиардов рублей… Хотя, ещё не вечер. Стало уже доброй традицией, возрастание сметной стоимости, что показывает практика любого строительства в России…
После такой небольшой вводной части, предлагаю совершить небольшой экскурс в историю. Так сказать, для лучшего понимания масштабности проекта и всего того, что вокруг него… Это важно.
Как всё начиналось…
А начиналось всё очень даже банально и прозаично. Дмитрий Иванович Менделеев, великий российский химик, после смерти сына Владимира в 1899 году подготовил к публикации его незаконченный труд. ,,Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива,,.
Известно, что сама идея такой запруды возникла у Владимира Менделеева в 1889 году, когда он сопровождал отца в его поездке на Кавказ. Тогда люди мыслили масштабно, так сказать глобально. Владимир Менделеев увидел огромное значение для государства в сооружении запруды Азовского моря. А предложено было, ни много ни мало, а соорудить плотину в Керченском проливе, тем самым превратив Азовское море в глубокое внутреннее российское море. Но по уже сложившейся традиции получилось то, что получилось. Хороших идей много, а вот с реализацией…
В начале прошлого века идеей строительства моста заинтересовался… Да, идеей строительства, в 1903 году заинтересовался российский император Николай II. Как водится в таких случаях были привлечены лучшие российские инженеры которые к… Хочу обратить ваше внимание на срок разработки проекта. Понадобилось семь лет, и к 1910 году, был разработан проект Керченского переезда. Но… Реализации проекта помешала Первая мировая война…
Затем грянула революция, когда народу объяснили что если не будет богатых то все заживут хорошо и спокойно и… В начале тридцатых годов прошлого века, советскими учёными было спроектировано довольно таки масштабное сооружение. Ни много ни мало, а железнодорожная линия от города Херсон до города Поти через Керченский пролив, которая включала в себя и строительство моста. Элементы конструкции моста пришлось заказывать в Германии и… Правильно. И этот проект не был реализован в связи с тем, что началась теперь уже Вторая мировая война…
Наступила весна 1943 года и… Адольф Гитлер потребовал начать строительства пятикилометрового моста через Керченский пролив. Подразумевалось, что по этому мосту пойдёт и автомобильный и железнодорожный транспорт. Причём вождём немецкого народа была поставлена задача, что строительство моста должно быть закончено к началу августа 1944 года. Строительство шло ударными темпами. Настолько ударными, что немцы готовились к пуску первого железнодорожного состава, но…
Дядя Иосиф, ну тот, который поборол дядю Адольфа, он ведь многое понимал и знал. Он знал, что немцы очень ударно, как на стройках социализма строят мост, но… Но каждый раз, на предложение военных о бомбардировке строительства, отвечал отказом. И в этом был здравый смысл. Зачем бомбить, если учитывая обстановку на фронтах, можно было при отступлении немцев получить готовый мост. Ну, красиво же!!!
Однако немцы, они подвели вождя всех народов. Ну, не успели они закончить строительство. Хотя подарок оставили очень даже хороший, я бы сказал царский подарок. Горы цемента, множество балок, свай и огромное количество конструкции… Не пропадать же такому добру?! Вот и приказал дядя Иосиф, в обязательном порядке достроить мост. И началось… Закипело строительство, хотя в немецком подарке некоторых элементов конструкции не хватало. Ну не останавливать же из-за такого пустяка строительство. Нет, конечно. Просто такие элементы заменялись местными материалами. Как принято говорить, временно…
Мост был построен. Ценой огромных усилий и жизней многих людей. Строительство велось, невзирая на бомбёжки немцев и погодные условия. За семь месяцев работы были завершены, и… Длина моста составила 4,5 километра, при ширине в 22 метра. Причём в средней части моста, имелось поворотное устройство для прохода больших судов. Прошёл первый поезд от станции ,,Крым,, к станции ,,Кавказ,, но…
Необычайно морозная зима и вследствие этого, образование очень толстого слоя льда в Азовском море. Резкое потепление в феврале 1945 года, шторм и… Лёд тронулся по проливу в Чёрное море, и разрушил около сорока двух опор моста. Разрушил, несмотря на усилия его спасти попытками раскрошить лёд бомбардировками с воздуха…
Наступил 1949 год и новый проект моста, в котором участвовал лично дядя Иосиф. Планировалось построить мост длиной в четыре километра, который бы соединил косу Чушка и берег Крыма. Причём мост должен был быть двухуровневым для автомобильного и железнодорожного транспорта. Взвесив все факторы, а в особенности стоимость строительства пришли к выводу, что… Строить мост, это слишком дорого. А посему, вождь народов принял решение строить паромную переправу и… В далёком уже 1954 году начали курсировать паромы между двумя берегами. Как бы то ни было, но эта паромная переправа действует и поныне…
Наши дни, светлые и счастливые…
Признаю, экскурс в историю несколько затянулся, но… Хотелось бы сделать одно маленькое, но на мой взгляд очень существенное пояснение. Очень многие, ну что с них дилетантов взять, путают понятия. Дело всё в том, что в настоящее время идёт строительство транспортного перехода. А вот транспортный переход в свою очередь это целый комплекс сооружений, который включает в себя мосты, подходы к мостам и коммуникации. Так будет правильно. Это важно.
Для решения такой амбициозной задачи, естественно был создан экспертный совет. Так обычно делается. Этот самый совет, объединил учёных и специалистов из разных проектных организаций. Обычно, эти светлые головы решают множество вопросов. Главное, это безусловно Технико-Экономическое-Обоснование проекта. Причём должны рассматриваться различные варианты транспортного перехода. Необходимо провести сравнительный анализ конструктивных решений, варианты прохождения трассы в разных створах Керченского пролива…
Естественно, после всестороннего анализа должен быть выбран наиболее оптимальный вариант. Окончательное решение должно быть не только оптимальным, но и учитывать различные факторы. Такие как надёжность, сроки возведения и естественно стоимость строительства. Говорят, что светлые головы посовещались и… Решили строить транспортный переход в Тузлинском створе. Что?! Другие варианты?! Забудьте, решение принято…
Возникает вполне резонный вопрос. Кто будет строить?! Очень хороший вопрос. Отвечаю. Проектированием и строительством занялась одна единственная организация. Компания ,,Стройгазмонтаж,,. Одна единственная, но… Принадлежит она Аркадию Ротенбергу. Ещё вопросы есть?! Вопросов нет. Вот и хорошо.
Позвольте, для понимания всей масштабности проекта и грандиозности строительства привести немного технических данных. Совсем немного. Для расширения кругозора. Знания, лишними не бывают. Вдруг вы познакомитесь с красивой девушкой, а она вас спросит про этот самый транспортный переход… А вы её раз, не напрягаясь, сразу цифрами завалите…Хотя, красивую девушку лучше заваливать цветами, или уж на худой конец просто заваливать…
Итак, для того чтобы ускорить строительство возведение ведётся одновременно из восьми точек. Начало мост берёт на Таманском полуострове, затем пройдёт по острову Тузла и завершится всё это великолепие в Керчи. Опор будет аж целых 595 штук. Различного вида свай будет ещё больше, аж целых 5,5 тысяч штук. Учитывая сложную геологию и высокую сейсмику, глубина погружения свай на различных участках колеблется от 16 метров до 95 метров…
Злые языки и сейсмика…
Что?! Хватит политинформации?! Начинать рассказывать, о чём говорят злые языки?! Ну, так бы сразу и сказали!!! Тогда слушайте. Говорят, что… Строительство должно начинаться, после изысканий, разработки вариантов, длительной и очень детальной всесторонней экспертизы. Это так должно быть, но… В нашем случае, учитывая крайне важное значение строительства всё было очень красиво объединено. Так сказать, начнём, и всё будем делать параллельно. Ну, красиво же!!! Что?! Основной принцип нарушен?! Вы специалист?! Нет?! Тогда не мешайте профессионалам делать своё дело. Это важно.
А ещё, злые языки говорят, что… Нет, я бы и сам не поверил бы, но…Евгений Рогожин, ну тот, который заместитель директора института физики земли РАН, заявил общественности, что…Оказывается, институт провёл исследования, естественно самые что ни на есть очень серьёзные, серьёзнее вообще не бывает и… На основании этих самых исследований было принято решение понизить сейсмику с 9-10 баллов до 8,5 балла. Блестящее решение позволяющее бороться с действительностью. Если факты вас не устраивают, то тем хуже для этих самых фактов.
Злые языки не говорят, почему это было сделано. А я вам таки скажу… Ну, представьте. Первый вариант. Приходят светлые головы к… Ну, сами понимаете к кому и говорят, что… В районе строительства сейсмика 9-10 баллов и… Нет, строить если принято решение можно, но… Мир будет рушится, а наш объект будет стоять всем землетрясениям назло, только…Только для этого понадобятся невероятно уникальные конструкции, к тому же фантастически дорогие. И цифры озвучивают. От таких цифр волосы встают дыбом, даже если этих самых волос давно уже нет.
И второй вариант. Вы объясняете светлым головам, что объект очень важен для государства. Что кризис разгулялся. Они понимающе кивают, своими светлыми головами и вас успокаивают. Оказывается, со временем, ну, так уж получилось, сейсмика изменилась. В лучшую сторону. Мы провели самые серьёзные исследования и выяснилось, что…
Теперь сейсмика стала 8,5 баллов. Господа-товарищи, вам крупно повезло. Этот факт позволит снизить затраты и очень даже упростить задачу проектировщикам. Что?! Увеличится вероятность аварии?! Требования подгоняются под бюджет?! Простите, вы специалист?! Нет?! Тогда не несите чушь, и не мешайте специалистам…
Но это ещё не всё, и злые языки прямо нам об этом говорят. Многие наверняка слышали, что в том месте водной акватории, где происходит грандиозное строительство… Как бы это помягче сказать… Вот!!! Мягкие грунты!!! Это всё равно, что вялая эрекция. Ну, то есть она вроде есть, но её вроде бы и нет. Поверьте, женщине в принципе всё равно. Эрекция либо есть, либо её нет. Так и с грунтами. Они вроде есть, и в тоже время их как бы нет. Они, эти самые грунты – мягкие…
Что это такое?! Ил!!! Да, именно ил, скромно так называют слабым грунтом. А под ним… Нет, не твёрдая порода на котором могу покоится опоры моста… Там, под слоем ила находится…Причём слой ила от 16 метров местами до 90 метров… Да, там, под большим слоем ила, находится глина, которая вроде и грунт… Нет, по сравнению с илом… Скажу больше, там под слоем глины, ну если глубже копнуть, то… Там тектонический разлом. Но и это ещё не всё. Нельзя не сказать, что там ещё есть сеть глубоких грязевых вулканов. А ведь они могут при определённых условиях вызывать колебания грунта. Это важно.
Нет, я понимаю, что будут сваи. Нет, я понимаю, что они будут забиты в глину, но… Представьте длину свай, которым надо пройти такой слой ила и ещё заклубиться в глину. Представьте количество таких свай. И ещё, пару слов, без протокола. Этот самый транспортный переход, будет проходить через остров Коса Тузла.
Ключевое слово – Остров. Вернее был островом. Всё время, эта самая коса размывается. Причём речь идёт не о каких-то там миллиметрах в год. Нет, что вы. Речь идёт о сантиметрах. Процесс идёт и думаю, что ещё пара десятков лет и эта самая коса уйдёт под воду. Есть, к слову космические снимки. Нет, я понимаю, что можно подсыпать остров на пару метров, но… Каждый раз подсыпать?! Как часто?!
А сколько ещё сопутствующих мелочей… Есть ведь ещё и тепловые нагрузки. Причём на весь период эксплуатации. Если навскидку, то температурные колебания от +400 до -200.И это мы ещё не говорим о ледовых полях. Скажу по секрету, но толщина ледового слоя более метра. Это ведь колоссальная ледовая нагрузка на опоры при ледоходе. Есть ещё сильный ветер.
А это обледенение конструкции при любом раскладе. И кто будет бороться с обледенением железнодорожного полотна и автомобильных полос?! Тот ещё вопрос. Но даже если отбросить в сторону все негативные нюансы, то… Вся сложность в том, что на месте строительства… некуда забивать сваи. Это если подходить к вопросу со всей серьёзностью.
А может быть тоннель?!
А что, кто может запретить?! Мы ведь всё можем… Для неспециалистов вариант тоннельного перехода выглядит вполне себе достойной альтернативой мостового перехода. Тут нет тебе ни ветров, ни морозов… Всё тихо и уютненько. Тихо, светло и тепло… Тоннель уходит глубоко под землю на кубанском берегу, и выходит на крымском. Всё это конечно привлекательно, но…
Ну, если по сути, то это должна быть пара транспортных тоннелей, и хотя бы один, так называемый технический тоннель. А это дополнительные затраты и дополнительные сложности при эксплуатации и строительстве. Злые языки, которые ну ни разу не специалисты, говорят, что тоннели это… Полная ерунда. Тут ведь вот какая штука. Тоннель можно либо прокладывать в грунте, либо он должен ,,сидеть,, на этом самом грунте. Ну, это в теории. Прокладывать, в таком теперь всем известном грунте, коим безусловно является ил, это… Ну, назовём авантюризмом.
Сажать, этот самый тоннель на такой грунт, это как виагра, для ослабленного стрессами организма. Тут ведь отсутствует возможность обойти зоны тектонического разлома. А если случится землетрясение, что в этих краях не редкость, то… Трагедия, сравнимая с… Нет, лучше не думать о таком сценарии развития событий.
Кстати, о паромной переправе…
Почему то многие умалчивают, в том числе и злые языки, что… Паромная переправа Крым-Кавказ очень даже прекрасно работала. Нет, не во времена нашего движения к светлому демократическому будущему. Нет, намного раньше, когда весь советский народ в едином порыве двигался к светлому социалистическому будущему. Да, согласен, что с продуктами было не так густо, но и ведь по большому счёту в дороге кормить людей никто не обещал…
Так вот, эта самая паромная переправа включала в себя один пассажирский пароход, четыре железнодорожных и четыре автомобильных парома. Если очевидцы того тёмного прошлого не врут, а правильнее сказать не искажают прошлое, то… Оказывается, на палубы железнодорожного парома был уложен деревянный брус, который позволял в свободное от железнодорожных вагонов время перевозить автомобильный транспорт. Смекалка и здравый смысл позволяли это делать. Автомобилей перевозилось много, и поговаривают, что в очередях больше трёх часов никто не стоял. Это важно.
И что дальше?! А дальше было всё, как всегда. После того, как самое справедливое в мире социалистическое государство приказало долго жить, железнодорожные паромы продали в Турцию. Кто продал?! Ну, эти, самые эффективные и естественно самые гениальные менеджеры. Они, они, больше некому. Что?! Деньги?! А на вырученные средства видимо, приобрели, аж целых девять или десять новых паромов. И… Работа парома в прошлом вызывает тихую зависть современных управленцев…
И об экологии…
Если кто не знает, то… До ввода в действие в прошлом веке Волго-Донского канала и Кубанского водохранилища, перед войной, в этих местах, имело место быть, почти 40% процентов всесоюзной добычи ценной рыбы и икры. С введением в эксплуатацию этих гидротехнических объектов, вода стала солёнее, условия для рыбоводства ухудшились…
Керченский пролив это водная магистраль по которой идут… Сельдь, хамса, кефаль… Многие люди уже не помнят, что это такое. В настоящий момент нет гидротехнических сооружений для прохода рыбы. Да, что там рыба. Пока ещё относительно экологически чистый регион подвергается вмешательству человека разумного. Пляжи, термальные источники минеральной воды, лечебные грязи…
Строительная политика, или политика строительства…
Особо умные и всему радующиеся граждане считают, что транспортный переход, это вообще такое благо, что стоит удивится, как мы без него жили раньше… Но эти граждане, они всему радуются. Если им теперь скажут, что ошибочка вышла, и мост вообще не нужен, то они с таким же комсомольским задором будут радоваться тому факту, что удалось эту самую ошибочку исправить. Очень я вам скажу весёлые граждане с безусловно активной жизненной позицией. А чему удивляться. У нас каждый второй с такой позицией…
Некоторые, ну которые совсем уж умные, но пока ещё не дотягивающие до гениальности, те вообще считают что этот весь проект, он… Имеет мировое значение и только под таким углом зрения должен и рассматриваться. Ну, типа новый Великий Шелковый Путь. Ну, тот путь который по идее, должен пролегать от Великобритании до Китая, через Евразийский континент… Ну, красиво же!!! А актуально то как!!!
А пока… А пока, будет то, что есть. Рентабельность отсутствует напрочь, как понятие. О чём мы говорим, нам бы построить и по возможности успеть скоммуниздить то, что плохо лежит. Мне вот интересно, ну откуда появятся грузопотоки, пассажиропотоки… Нет, если все ломануться в Крым, то тогда конечно…
А пока… При всём при том, оказывается, что в нашей счастливой и весёлой жизни, единственно реальной пользой транспортного перехода является… Да, именно рекламная функция. Именно так. Ну и… Два российских региона, вернее экономика Краснодарского края и Крыма казалось бы получат хороший инструмент для развития, но… Главный вопрос, это… Что будут возить по мосту?! При общей стагнации экономики в целом, это выглядит как пожелание или декларация о намерениях…
Проект грандиозный и очень амбициозный. Очень сжатые сроки поставлены и… Нет, я не говорю что нереальные сроки. Дело в другом. Крайне важно иметь соответствующий опыт работы и конечно же квалифицированные кадры. Есть ли всё это в наличии?! Вопрос риторический. Это крайне важно.
Я ведь почему, так, крупными мазками прошёлся по этой теме?! Причина одна. Показать насколько всё сложно и не просто. Нюансов колоссальное количество. Возможно ли всё учесть и не наделать ошибок?! Время покажет. А пока остаётся надеяться, что транспортный переход будет построен, и эксплуатироваться он будет долго…
Вот и всё, что хотелось сказать.
Автор будет признателен за комментарии.
Автор Gorg Ноябрь 2016 год
Вернуться в раздел Gorg.Не факт...