софт,музыка,статьи,анекдоты,учебники,сайтостроение,хостинг,обзоры
ГлавнаяВ гостях у Gorga. Беседа с интересным человеком.Gorg.Не факт...Gorg.Любовь и Секс.Мужчина и ЖенщинаTales from GorgРеклама на сайтеGorg.Наша ЖизньGorg.Библиотека.

Главная  

Общение на сайте
Мы рекомендуем
Цитата
С 29.11.09

Леонид Западенко

 

Леонид  Западенко

...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...

 

Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях

Youtube
Twitter
Livejournal
Facebook
Friendfeed
Stumbleupon


 

 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Город Хмельницкий (Проскуров) расположен в верховьях реки Южный Буг, где река Плоская впадает в реку Южный Буг. Левобережная часть города раскинулась на холмистой местности, а правобережная часть города на пологой части. Находится город  49°26' северной широты и 44°39 ' восточной долготы.

Прежде, чем приступить к описанию истории города, необходимо  уточнить происхождение его названия, поскольку в самых разных исторических источниках существуют разнообразные транскрипции: Плоскиров, Плоскуров, Проскуров. Речь, безусловно, идет об одном и том же населенном пункте, который сегодня носит имя Богдана Хмельницкого.

Существует  несколько версий  о происхождении  названия города.  Одна из самых известных версий гласит, что город получил свое имя от сочетания слов «Плоская» (название реки) и «ров», которые и дали  имя сторожевому укреплению, а со временем и поселению — Плоский ров. В разговорном языке оно быстро превратилось в Плоскиров. А в документах XVIII века мы встречаем уже видоизмененную его форму — Проскуров.

Другая версия гласит, что на территории Хмельницкой области  часто встречаются гидронимы, в которых присутствует корень "ров", "рів", что очевидно, указывает на естественное или искусственное углубление в земле, которое в свое время использовалось в оборонном деле любого древнерусского города. Название Проскуров происходит, не только от средневекового названия реки Плоская, но и, вероятно, от древнерусского слова, в котором буква "л"  в названии реки (п[л]оская) осталась, а в селении, которое образовалось на ней и обрело часть названия, заменилась на "р" (п[р]оска)  от вышеуказанного  корня "ров", "рів".

Такие топонимы были широко распространены в болоховской земле (период расцвета Галицко–Волынского государства), которая, по утверждению исследователей находилась в верховьях рек Южный Буг, Горынь, Случь, то есть на указанной территории. В связи с этим топоним (Проскуров) попадает в ареал болоховского княжества и его необходимо рассматривать как продукт древнерусского периода, а не средневекового.

Поэтому можно предположить, что город Хмельницкий (Проскуров) имеет более глубокую историю, которая простирается вглубь веков и достигает древнерусского периода или даже времен черняховських поселений. Необходимо заметить, что далеко не все ученые поддерживают вышеуказанное мнение. Большинство из них склоняется к первому варианту толкования появления названия города.

Рассмотрим теперь древнейшую историю города. На территории современного Хмельницкого были найдены археологические памятники, свидетельствующие о том, что здесь с давних времен  селились люди. Вокруг города обнаружены поселения трипольской культуры (IVIII тысячелетие до Р.Х.), а также поселения более поздней черняховской культуры (IIIV ст. до Р.Х.)

Археологическая карта города утверждает, что в современном северо-восточном районе Хмельницкого — Лезнево (Глезнево) существовало поселение  княжеских времен, относящееся к середине XIII века. Но не  ему суждено было стать колыбелью будущего областного центра.

Точное время основания города неизвестно, но некоторые исследователи относят его, ссылаясь на письменные источники, к началу XV века, когда появились первые упоминания о поселении  на восточном берегу реки Плоской, в месте впадения ее в реку  Южный Буг.

Окруженное с севера р.  Южным Бугом, с запада — р. Плоской, с востока и юга — непроходным болотом, на защищенном природой острове, и появилось  поселение. Вокруг этого поселения был выкопан глубокий ров.

В XIV веке территория, где располагалось первое поселение, была присоединена к Великому Литовскому княжеству. В 1385 году состоялась Кревская уния, соединившая в одно государство Литву и Польшу. В связи с этим, в 1432 году западное Подолье вошло в состав Польши. Эта территория стала Подольским воеводством с центром в Каменце–Подольском. А в 1569 году, в результате Люблинской унии, восточное Подолье тоже вошло в состав Польши.

Со второй половины XV века усилились набеги крымских татар на Подолье. Поэтому появилась необходимость постройки сторожевых сигнальных укреплений вдоль основных путей, которые бы сообщали населению о появлении врагов и защищали бы местных жителей, торговцев и путешественников. Поэтому между городом  Камянцем–Подольским и Меджибожем образовались до десяти таких укреплений. Обычно они строились в труднодоступной местности, с хорошей естественной защитой. Одним из таких укреплений было плоскировское.

Это сторожевое укрепление в исторических документах впервые упоминается  в 1493 году.  Местный гарнизон  располагался в крепости, построенной на болоте в том месте, где река Плоская впадает в реку Южный Буг. Вокруг крепости был глубокий ров, который наполнялся водой из реки Плоская и безымянной речушки, которая брала начало неподалеку. Надо рвом были сооружены земляные валы,  на которых возведены деревянные стены, характерные для древнерусских крепостей. В центре почти квадратной площадки крепости стояла сторожевая башня, на которой дежурил охранник, днем и ночью принимавший сигналы соседних сторожевых пунктов.

По углам  крепости были возведены небольшие башни, в которых были установлены пушки. Попасть в крепость можно было только через подвесной мостик. На ночь и  в небезопасное  время  мостик поднимали. Сторожевые укрепления содержались за счет населения окружающих сел и тех подолян, которые селились непосредственно возле крепости. Первое письменное упоминание о плоскировской крепости свидетельствует, что здесь проживало более 100 человек. Эти люди платили налог в казну от 7 дымов в польскую королевскую казну. Документ, который свидетельствует нам об этом, носил название «Реестр дымов Подольского воеводства». Основным занятием местного населения, как свидетельствует этот же документ, было сельское хозяйство.

Сначала поселение принадлежало к владениям королевским. Сигизмунд Август II, король польский, в 1550 году подарил это  поселение каменецкому старосте, хорунжему Мацею Влодце за военную службу. После смерти Мацея Влодки местечко перешло в руки его сына Станислава Влодки. Станислав Влодек взял в жены Эльжбету Замойскую, а со временем у супругов родилась дочь Ядвига. Почему поселение не досталось в наследство дочери Станислава Влодки, а перешло во владения королевские неизвестно. Известно лишь, что уже в 1616 году поселением владел Станислав Лянцкороньский. В конце XVI века Плоскиров  получает статус местечка, о чем сказано в реестре польских королевских владений.

Как в сегодняшние времена, так и в далекое средневековье, Плоскиров славился своими рынками. Первое упоминание о знаменитом плоскировском  рынке  встречаем уже в концеXVI века. Польский король Стефан Баторий в 1578 году выдал владельцу Плоскирова Станиславу Влодке грамоту на проведение двух ярмарок в год и воскресной  торговли на рынке.

Плоскиров развивался очень медленно. Причиной этого были  нескончаемые поборы, которыми облагала шляхта местное население.

Кроме того, Плоскиров  находился в непосредственной близости от, так называемого, «чёрного пути», по которому часто совершали свои кровавые рейды на подольские земли крымские татары. Особенно сильно пострадал город в 1512 и 1593 годах. Свидетельством постоянной угрозы жизни населению является факт медленного прироста количества жителей. Так в 1530 году в Плоскирове проживало только 273 жителя. В основном это были селяне, которые сбежали из разных сел, спасаясь от господского  беззакония.

В течении XVIXVIII веков не единожды разгорались народные выступления. Так в 1593 году на окраинах Плоскирова  развернул борьбу с помещиками отряд сельских жителей во главе с Грыцьком Плоскировским. Вскоре отряд присоединился к крестьянско–козацкому выступлению во главе с козаком Северином Наливайко, войска которого имели широкую поддержку среди местного населения. В течение всего XVII века не прекращались народные выступления.

Население Плоскирова, как, впрочем, и большей части территории Украины, активно поддержало козаков, ставших лидерами этих движений. В сентябре 1648 года, повстанцы во главе с Максимом Кривоносом, направляясь из Камянца–Подольского на  с. Пиляву,  штурмом взяли плоскировскую крепость.  В июле 1649 года в районе  Плоскирова — Черного Острова полк Данила Нечая разбил отряд шляхтичей, возглавляемых Лянцкоруньским.

Учитывая все события предыдущих лет, не кажется удивительным  факт, зафиксированный в налоговом реестре 1661 года. Здесь утверждается, что после указанных событий Плоскиров был полностью разрушен.  

А с 1662–1663 года Плоскиров становится частью владений полковника польской королевской армии Мартина Замойского. Замойским достался разрушенный Плоскиров, в котором на то время проживало лишь 12 жителей, не имевших никаких повинностей. В Плоскирове и окружающих  селах (Голешин, Мацьковцы, Волица, Заречье, Глезнево), кроме вышеупомянутых 12 человек, не было  ни единого подданного, « пруды и мельницы пустовали, потому что… пан державец не может заселить эти села из-за  неприятелей коронных, опришков и левенцев».Замойские управляют Плоскировом до конца XVIIІвека.

О Плоскирове того времени встречаем упоминание в дневнике немецкого путешественника Ульриха фон Вердума, который путешествовал по Подолью в 1671–1672 годах. Вердум писал, что Плоскиров был разорен польскими и татарскими войсками. Немецкий путешественник утверждал, что в Плоскирове сохранилось только часть местечка, которая находилась за мостом. Здесь остались целыми около тридцати зданий, крепость и православная церковь. Спасло эту часть городка только то, что вокруг было озеро. Вердум свидетельствует, что Плоскиров стоит над низиною, среди болот и широкого озера, которое простирается до Буга. На озере есть четырехугольный остров, на котором, окруженный валами и частоколами стоит местный замок. А некогда местечко тянулось по двум берегам озера. От одной части местечка к другой  через озеро тянулся длинный мост.

Малоизученной страницей истории Плоскирова является период турецкого владычествования на Подолье (1672–1699 гг.). Во время турецкой неволи Плоскиров стал центром нахии, которая принадлежала Меджибожскому санджаку Камянецкого ейялета. В эту нахию в 1681 году входило 35 поселений, но лишь 17 из них были заселенными, и в них проживало 252 христианские семьи, и 5 иудейских.

После освобождения в 1699 году  Подолья от турецких завоевателей  коренное население возвращалось из волынских и галицких земель в родные места. Вернулись в свои владения и польские крупные землевладельцы, во главе с бывшим владельцем Плоскирова А. Замойским и его женой Констанцией, которая происходила из знатного польского рода Чарторыйских.

Город потихоньку возрождался. Замойские прилагали немало усилий, чтобы эти земли начали приносить прибыль. С этой целью и ввиду малочисленности местного населения, Замойские организовали переселение на Подолье жителей мазовецких земель. Их до «лучших времен» освободили  от налогов. В начале ХVIII века большое значение приобрели кустарные промыслы, особенно вычинка кожи, портняжество, ткачество, изготовление обуви, изделий из металла и дерева. Развивалась торговля.

На плоскировских торгах можно было встретить  купцов из Луцка, Дубно и других городов. В городе уже насчитывалось около 300 домов и проживало около 1800 жителей.

Политика Замойских в это время сводилась к увеличению сферы использования польского языка, как в суде и деловодстве, так и в быту. Проводилась политика протекционизма по отношению к католической церкви. Как первое, так и второе приводило к увеличению недовольства среди местного населения, что выражалось в активной поддержке восстаний под руководством Палия (1702–1704), Верлана и Медведенка (1734).

Информацию о состоянии Подольского староства описывает «Инвентарь староства Плоскировского из города Плоскирова и сел Заречье, Олешин, Иванковцы, Мацьковцы, Шаровка и села Гречаны в воеводстве Подольском» за 1775 год. Данные описи свидетельствуют, что население Плоскирова состояло из иудеев и христиан.

На рыночной площади находилось 36 домов, из которых было 9 административных  домов: войта, двух бурмистров, двух торговцев, писаря, лесничего и ввозного, а также казначейство и ратуша. В центре проживали в большинстве своем, богатые иудеи, которые занимались торговлей, были портными, пекарями, стекольщиками, воскобойниками и пивоварами. Христиане же были ткачами, портными, кузнецами, бондарями, столярами и рыбаками. В городе проживало 80 семей, которые занимались  сельским хозяйством.

В 1770 году Плоскиров подвергся эпидемии. Она забрала  жизни более 500 местных жителей, 200 из которых —  дети. Но, несмотря на это, и после эпидемии в городе в 1789 году проживало уже 2,5 тысячи жителей.

В связи с тем, что Плоскиров, по разным причинам, был бедным городом, король польский Станислав Август 22 Х 1775 года выдал грамоту, которая подтверждала разрешение проведения новых ярмарок в Плоскирове два раза в год и права воскресной торговли.

Однако какие–либо документы о предоставлении Плоскирову магдебургского права, либо иных королевских привилегий  не выявлены. Но в актовых книгах есть ссылки на переписи этого права. Как и в других городах, жители Плоскирова  содержали госпиталь для убогих, калек и беспризорных.

В январе 1793 года Россия и Пруссия подписали конвенцию о разделе Польши. А 23 IV1793 года произошло присоединение Правобережной Украины, в том числе и Подолья, к Российскому государству. Через два года в 1795 году была создана Подольская губерния с центром в Каменце–Подольском.

С этого времени Проскуров стал уездным центром.В этот же период царским указом Плоскиров переименовали в  Проскуров. Так же был утвержден герб Проскурова — на голубом щите три накрест сложенных стрелы: средняя стрела остриём вниз, две боковые стрелы верх. Герб символизировал  Проскуров, как извечный сторожевой военный пункт. В Проскурове увеличился военный гарнизон.

И с этого времени город стал военным центром, поскольку занимал стратегическое положение. В последствии на окраинах города появились гарнизоны разных родов войск. Соответственно увеличилось количество всякого рода уездных учреждений. Но, несмотря на это, он так и остался  небольшим торгово–ремесленным центром с населением в четыре тысячи жителей. Российская императрица Екатерина ІІ подарила эти владения фельдмаршалу Гудоничову. Позже эти владения перешли к его наследникам Лизогубовым.

Город развивался  очень медленно. В 1808 году в городе  было лишь 5 мещан, которые вели торговлю в магазинчиках, 48 жителей города  торговали мелкими товарами и 334 человека  имели свои мелкие промыслы. Кроме того, в нем жило около 120 семей, которые имели земельные наделы. Трижды в год в городе проводились знаменитые ярмарки. Проскуровская ярмарка занимала второе место среди всех Подольских ярмарок  (первенство удерживала ярмарка в Ярмолинцах).  В Проскурове строились и общественные здания. Строительство новых зданий в городе происходило в соответствии с планами 1800, 1824 и 1870 годов под влиянием экономического прогресса.

В начале ХІХ века Проскуров подвергся большому пожару. В 1822 году старый город сгорел. Так же сгорели все архивы города. Генеральный план строительства нового Проскурова разработали землемер Рудницкий и архитектор Геслер. Утвердил этот план сам российский царь Александр I. Несмотря на то, что Александр I и утвердил план, царское правительство не дало на строительство Проскурова ни копейки.

Строился он на деньги местных жителей и на средства, выделяемые из городской казны. В это время в городе проживало немного богатых купцов и промышленников, гораздо больше было бедных жителей. Поэтому, в большинстве своем, строились одноэтажные дома из дешевых строительных материалов. Только богатые жители могли себе позволить строить многоэтажные  дома из кирпича и покрывать их черепицею. Этот процесс застройки центральной части Проскурова продолжается и во второй половине ХІХ века. Одним из главных стилей того времени был стиль эклектики. Много домов построенных в таком стиле встречаются в центре города.

Эклектика

Как определенный стиль в архитектуре эклектика возникла в 1830-1890гг. Предпосылкой к появлению стиля эклектика, который смешал в себе различные большие стили, такие как барокко, ренессанс, классицизм и т.д., стало направление романтизма. Это направление в искусстве отвергало всяческие каноны традиционных стилей, и являлась свежим, как сегодня сказали бы, креативным движением тех времен.

Эклектика с присущей ей многостильностью была некой "золотой серединой" и поэтому в некотором смысле стеснила основные стили в архитектуре. Зодчим стиль эклектика давал свободу действий, широту творческой мысли, они создавали многие архитектурные сооружения именно в стиле эклектика в угоду моде того времени. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции.

Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика "многостильна" в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная "краснокирпичная" архитектура).

Это многообразие зданий и комплексов эклектики составило лицо большинства русских городов. Если классицизм дал им регулярную планировку, положил начало центрам, то эклектике они обязаны абсолютным большинством застройки, плотно насытившей жесткую сеть кварталов, завершением ансамблей центров, формированием городской среды.

Внешняя броскость, подчеркнутая необычность первых проявлений эклектики со временем (по мере увеличения их количества) обернулась неким внутренним родством (общей задачей достижения максимального разнообразия).

Однако и вновь возводимый город был далек от лучших образцов градостроительства. "Весной и осенью в городе бывала  непроходимая  грязь. Когда осенью 1842 года император Николай I проезжал через город, в его экипаж запрягли двенадцать пар волов, и те едва могли перевезти экипаж через город и плотину”.

Условия жизни и торговой деятельности г.Проскурова в течение последних 10-15 лет к тому резко изменились, что проектированное распределение местности, назначенной по плану 1871 г. под расширение города, уже не удовлетворяет потребностям города, т.к. между прочих настоит надобность отвести в то местности площадь для торга и т.п ... "

После воссоединения в 1793 Правобережной Украины с Левобережной в составе Российской империи городок Плоскиров получило статус уездного города и получило в официальных документах название "Проскуров".

Новая власть - русский администрация - внедряет новое административное деление, проводит ревизию имений, составляет описания новых земель, специальные планы городов и поселений.Первый, самый древний из известных планов Проскурова, был составлен уездным землемером Дятловым 8 октября 1800.

Второй план встречаем в работе подольского губернского землемера Экстера, который с 1801 по 1806 работал над географическим, гидрографическим, топографическим и экономическим описанием Подольской губернии (рукопись Экстера хранится в Государственной публичной библиотеке им.Салтикова-Щедрина в Санкт-Петербурге).

Таким образом, оба плана составлены почти одновременно, практически они должны быть идентичными.Планы действительно очень похожи между собой в главных чертах, но отличные в отдельных деталях. При первом взгляде на них возникает впечатление, что план Экстера сделан на немного высшем профессиональном уровне: он ориентирован по сторонам света, указанный масштаб (в английском дюйме - 200 саженей); на нем обозначены некоторые объекты, отсутствующие на плане Дятлова. Но последний дает более детальную расшифровку обозначенных объектов.

Вообще, на наш взгляд, вполне возможно, что Экстер, работая над планом Проскурова, в какой мере воспользовался наработками своего подчиненного коллеги и, как говорится, взял его "за основу".

Какую же информацию о расположении города в начале XIX ст.можемо мы извлечь из этих источников? Как соотносится то, что изображено на планах, с настоящим?Чтобы попытаться ответить на последний вопрос, нужно определить на планах такие объекты, местоположение которых осталось неизменным до сих пор.


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

План Проскурова 1800 года землемера Дятлова


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

План Проскурова 1824 года землемера Экстера

Одним из таких ориентиров может быть река Южный Буг (тогда она называлась "Богъ"), хотя и ее русло изменилось. В те времена он был более широким, река имела небольшой выступ в южном направлении. На обоих планах она обозначена условной линией. Зато река Плоская, впадающей в Буг, на плане Экстера кажется огромной (на плане Дятлова ее левый берег не показан вообще).

Конечно, нас не должно удивлять, что тогда река была значительно шире, полноводнее, чем сейчас, и все же то, что изображено на планах, не дает реального соотношения ширины рек, пропорции нарушены. Причину этого можно понять: необходимо было показать на планах остров на реке Плоской. Хотя, собственно говоря, омывали его воды не только Плоской, но с севера - и воды Буга, потому остров был расположен именно в месте слияния двух рек.

Причем Буг, перегорожен плотиной чуть дальше по течению, разливался здесь, образуя стал, отмеченное на плане Дятлова. На нем указана также название острова - Кемпа. Экстер, описывая Проскуров в своей работе, также приводит это название, указывая на польском происхождении.

И вот здесь необходимо отметить существенное различие между документами, рассматриваются: ​​если на плане Дятлова видим лишь контуры острова, то на плане Экстера на нем обозначены здания. Скорее всего, более точным был Экстер. Дятлов по какой причине не предоставил план этой части города.

Целесообразно еще раз подчеркнуть, что остров показан на планах среди обширной водной поверхности, образованной водами Плоской и Буга, которая могла быть похожа на озеро. Видимо, поэтому фризький дворянин Ульрих фон Вердум, который посетил город в 1675 со свитой польского коронного гетмана Яна Собеского, отметил в своем дневнике, что стоит Плоскиров "... над низменностью, среди болот и широкого озера, которое ... тянется до Буга ". На озере "... есть четырехугольный остров, на котором, окруженный валами и частоколами, стоит местный замок".

В середине же XIX в. водное пространство, окружавший остров, описывается уже несколько по-другому. Вот свидетельство историка М.Орловського, автора "Исторического описания Уездного города Проскурова Подольской губернии": "... Некогда здесь была крепость ... на укрепленном природой со всех сторон острове, Который с восточной стороны от города обтекает Безымянный ручей ..., а с западной стороны р.Плоская с обширнымы вязки болотами ".

Очевидно, Орловский называет безымянным ручьем то, что на планах начала XIX в. воспринимается как рукав Плоской. Он также говорит, что для более удобного сообщения между островом и "материковой" частью города была насыпана земляная плотина - вместо длинного моста, существовавшего ранее; именно этот мост показан на планах Дятлова и Экстера. По словам Орловского, плотину соорудили после того, как на острове, на месте старого замка-крепости, был построен римско-католический костел св.Анны (произошло это в 1801 году).

Вероятно, со временем рукав Плоской, который делал островом часть города с крепостью, обмелел, сузился, как и основное русло реки. Сейчас никакого острова здесь не существует..

Рукав Плоской был взят в коллектор, а русло его, что превратилось в свалку мусора и нечистот, засыпано в 1950-х годах. О нем теперь напоминает лишь название одной из улиц - Плоская, которая проходит именно по линии бывшего русла реки.

Что касается неостровным, древнейшей части города, на планах она ограничена широкой полосой (на плане Дятлова полоса заштрихована). Не обозначены земляные валы, остатки древних городских укреплений, которые хранились по крайней мере до последней четверти XIX века. Еще с конца XVI века, когда Плоскиров получил статус города, здесь начал формироваться торгово-ремесленный центр, который, по сути, сохранялся до первой трети ХХ в. В нем осели евреи-ремесленники, которые бежали на земли Подолья от сокрушительных религиозных войн, бушевавших в Западной Европе.

Польские же переселенцы, которые были здесь посажены в конце XVII в. польским коронным гетманом М.Замойським, поселились на острове, и это их потомки восстановили костел, о котором уже упоминалось. По застройке центральной части города, то план Дятлова дает более детальную расшифровку обозначенных объектов. Среди них прежде всего надо назвать православную церковь.

Она сгорела еще в 1822, но именно на ее месте позже был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы, который находится здесь по сей день. Итак, это сооружение также может служить своеобразный ориентир. Если да, то местоположение церкви на плане соответствует современной улице Вайсера. Хотя в то время никаких улиц не существовало, застройка была хаотичной.

Церковь окружали деревянные и каменные скамейки. Чуть дальше, ближе к Бугу, многочисленные еврейские домики. Планы свидетельствуют о том, что в начале XIX в. город уже вышло за пределы старинного центра, или, как его еще называли, "старого городка", оно развивалось прежде всего в восточном направлении. На планах обозначены мещанские дома, окруженные огородами. Они расположены примерно на уровне современных улиц Бугской, Примакова, Вайсера. Восточная окраина города проходила по линии улицы Соборной, а его южной границей практически была почтовая дорога на Летичев (ее направление примерно соответствует современным улицам Подольской и Проскуровской). Хотя мещанские дома и огороды на плане Дятлова обозначены уже и южнее Летичевской дороги, вдоль почтовой дороги на Каменец, которая в будущем дала направление улице Каменецкой.

Стоит упомянуть еще один объект, обозначенный на плане Дятлова. Это "еврейское окопище", то есть кладбище. Оно начиналось на месте современного дома-салона художественных мастерских, еще на Каменецкой, и продолжалось на запад. Таким было расположение города в начале XIX века. К сожалению, с тех пор до нашего времени не сохранилось ни одного сооружения. Все те здания, которые мы считаем памятниками истории, значительно более позднего происхождения.

Если сопоставить камеральный описание и описание Экстера, можно сделать вывод, что за несколько лет (с 1797 по 1806) хозяйственную жизнь в Проскурове несколько оживилась: увеличилось количество ежегодных ярмарок с 13 до 14, было построено 7 новых каменных лавок.

Оба вышеупомянутые источники свидетельствуют о существовании в Проскурове двух мельниц (один из них показан на плане Дятлова - Л.Т.).

В камеральном описании сказано: "На реке Буг на двух плотин ... мельниц две, каждая в двух мучных позах, каждая вымеливает в сутки по 20 корцов". (Корец - это старинная мера для зернового хлеба и меда). Наконец, в камеральном описании находим первое упоминание о существовании в Проскурове промышленного предприятия - пивоваренного деревянного небольшого старого завода, в котором вываривалось пиво из ячменного солода.

План не ориентирован по сторонам света, не указан масштаб. Поэтому соотнести его с современной планировкой города можно лишь приблизительно.

Прежде всего бросается в глаза, что план имеет четкое разделение на улицы, кварталы, усадебные участки. (Всего на плане пронумерованы 31 квартал и 403 усадебные участки). Старая часть города вокруг церкви на такие участка не разбита. Видимо, те, кто составлял план, учитывали, что ее жители после пожара начали строиться на своих бывших усадьбах, опять же хаотично. Хотя на плане расположения их домов имеет вполне правильный, упорядоченный вид.

Можно сказать, что основными линиями, вокруг которых планируется организация будущей застройки города, являются почтовые пути на Каменец и Мелитополь. План предусматривает расширение городской территории к востоку и особенно на юг; ее граница примерно соответствует современным улицам Свободы и Старобульварной. По плану предусматривалось также создание в Проскурове большой торговой площади - она ​​называлась хлебное.

Примерно на ее месте сейчас находится кинотеатр Чкалова. За пределы города вынесены кладбища. Там, где обозначено еврейское кладбище, сейчас возвышается дом Госстандарта. Римско-католическое и греко-русское кладбище расположены вблизи небольшой православной кладбищенской церкви, на месте которой сейчас построен собор Покрова Пресвятой Богородицы, по ул.Владимирской.

Новая, южная часть Проскурова, начала застраиваться, по свидетельству М.Орловського, с 1830-го года. По развитию экономики города в это время, то сведения весьма ограничены.

В протоколах Проскуровской городской Думы есть упоминания о плане расширения территории города в направлении железнодорожной станции, датированный 1871 годом. Этим планом предусматривалась прокладка новой улицы: "... вот Цыганское поперечной улицы к вокзалу, по прямому направлению улицы, ведущей от казначейства, к Цыганское поперечной".

Как понимать эту несколько запутанную фразу? Вероятно, "Цыганская поперечная" - это древнейшее название одной из двух улиц: или Старобульварный, которая ограничивала город с востока по плану 1824, или следующей за ней (современное название - вул.И. Франко), которая появилась позже .

Казначейство обозначенное еще ​​на плане 1800 примерно на том месте, где находится подземный переход на углу Каменецкой и Подольской. Итак, улица, ведущая от казначейства к цыганской поперечной, а позже была продолжена по прямому направлению до железнодорожного вокзала - это настоящая Проскуровская. Как свидетельствуют документы, открытие ее "вокзального" ​​отрезке произошло в 1886 году.

Вероятно, именно этот отрезок был первым в Проскурове вымощенный улице; в документах Проскуровской городской Думы он называется "шоссе". Сохранилось ходатайство Проскуровского городского головы до Подольского губернатора, в котором говорится о необходимости замостить и улицы, ведущие к шоссе, "примыкают" к нему, "... в виду сохранения шоссе от наноса грязи, могущей повредить ему, а также для удобства подъезда к зданию местного Уездного казначейства ".

Высказывается просьба использовать для этих работ средства земства, потому что своих средств для этого Проскуров нет. (Видимо, поэтому благоустройство городской территории проводился довольно медленно. Так, в 1909 улицы и переулки города (всего их было тогда 38), имевших общую длину 15992 сажени, были замощены лишь 8990 саженей).

Интересно также отметили, что в конце 1880-х годов главной улице города еще считалась Каменецкая.

На заседании Проскуровской городской Думы 9 декабря 1886 шла речь о многочисленных нарушениях гражданами города обоих существующих перспективных планов: "... не раз было обнаружено, что ... высочайше утвержденный в 1824 г. план нарушен во многих случаях ... В местности, назначенной по плану 1871 г. под расширение города, много усадебных мест были произвольно застроены лицами, имевшими в арендную подчинении от города в тех местах огороды, но застроены без малейшего соблюдение более менее правильного разделения кварталов на усадьбы, нередко Нарушая даже линию улиц, назначенную в проекте 1871 г.

"... Условия жизни и торговой деятельности г.Проскурова в течение последних 10-15 лет к тому резко изменились, что проектированное распределение местности, назначенной по плану 1871 г. под расширение города, уже не удовлетворяет потребностям города, т.к. между прочих настоит надобность отвести в то местности площадь для торга и т.п. ". Таким образом, речь идет о необходимости нового плана развития и застройки города, который и был сделан в 1888 году. Он имеет такое название: "Геометрический специальный план Уездного города Проскурова Подольской губернии с указаниями на оном красной краской черты. Высочайше утвержденной в 1824 году, и зеленой краской проекта расширения города, назначенных городскою Думой февраля 17 дня 1888 г. N 18".


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

План Проскурова 1888 года землемера Осецкого

Составил план землемер Подольской Палаты государственных имуществ В.Осецький, копировал Проскуровский городской землемер Лезнович. Чуть дальше по ее течению обозначен еще один став - Раковый (теперь от него осталась лишь заболоченная низина). Вскоре Кудрянка поворачивает на север и впадает в Южный Буг. На современных планах Хмельницкого она отделяет Раково от Заводского района. Примерно по ее течению и проходила восточная граница Проскурова по плану 1888. Далее на восток обозначены земли Летичевского уезда.

Территорию города разделяет на две части полоса земли Юго-Западной железной дороги. Расположение центральной части Проскурова, в основном, соответствует плану в 1824 году.

Хотя и бросается в глаза то обстоятельство, что на отрезке Каменецкая между современными ул.Подольская и Котовского здания обозначены непосредственно на дорожном полотне. Возможно, это и есть результат тех нарушений, о которых говорилось в протоколе Проскуровской Думы. Кварталы, на которые поделена центральная часть города, застроенные не полностью, у них осталось еще достаточно много свободной площади. К востоку от территории, ограниченной плану 1824, проложено несколько новых улиц, параллельных Буга, они отвечают современным улицам Шевченко, Пилипчука, Водопроводной. Продлена до железнодорожного вокзала и дальше, к восточной границе города, ул. Подольская.

Здесь надо отметить, что большая часть плана отображает несуществующую в то время застройку, а перспективу будущей застройки, основные ее территории и направления. (Даже в 1911 году с более 2000 десятин общей площади города были заселены, а следовательно, и застроено, только более 340 десятин). Поэтому вполне естественно, что линии современных улиц города далеко не полностью соответствуют обозначенным на плане (например, сегодняшние улице Водопроводная и Подольская существенно меньше, чем было запланировано).

Особенно это касается южной части города по линии железной дороги, которая называется "Новый план". Такое название сохранилось за этой территорией сей день. К тому времени она почти не была застроена. Прямоугольные кварталы на плане покрывают местность идеальной ровной сеткой, которая очень сильно "деформировалась" во время практической застройки этой части города. И все же, например, современная улица Индустриальная, в основном, соответствует направлению, предложенном этим планом. В целом он, безусловно, стал основой развития и застройки города практически до конца первой половины XX в. Привлекают внимание несколько обозначенных на Новом плане объектов. Прежде всего, это казармы 35-го Драгунского Белгородского полка (вернее, не казармы, а лишь территория, под них отведена). До настоящего времени на этом месте сохранилось несколько старинных зданий военного ведомства, построенных в конце XIX в., В том числе полковая церковь. Находятся они в районе Дубово, между улицами Гастелло и Городовикова.

До этого же ведомства принадлежал и провиант-магазин (есть военный продовольственный склад), обозначенный на плане между Каменецкой улице и Каменецкого шоссе. Пороховой погреб вынесен подальше от будущих жилых кварталов, в овраг, примерно туда, где находится областная детская больница.

Слева от улицы Каменецкой обозначен прямоугольник нового кладбища, разделен на две части: православную и католическую (древнейшее захоронение на нем, что сохранилось до нашего времени, датированное 1877 годом). Старые кладбища, по ту сторону железной дороги, на плане обозначены как закрытые.

Достаточно большая территория отведена под многочисленные торговые площади. Севернее железной дороги такая площадь предусмотрена на месте современной городской больницы. Там, где теперь находится областная филармония, обозначена Конная площадь, слева от нее, в направлении от кафе "Мрия" в кожгалантерейной фабрики, - длинная узкая полоса площади для продажи скота.

На Новом плане расположения прямоугольника с названием "Большая торговая площадь" соответствует старому аэродрома. Малая торговая площадь обозначена справа, там, где теперь находится военный госпиталь по ул. Индустриальной. Наконец, место для Базарной площади отведено по территории современной инфекционной больницы, между улицами Короленко и Расковой.

Городская Дума, планируя такое количество торговых площадей в разных районах города, пожалуй, рассчитывала не только на дальнейший рост Проскурова, но и на развитие торговли, экономики вообще. Для таких надежд были основания.

В 1880 году Проскуров получил новые права местного самоуправления. Из местечка он превратился в город. Это потянуло за собой новые перемены. Городские власти стали более самостоятельными в планировании местного хозяйства и управлении  финансами. Среди 12 уездов Подольской губернии, проскуровский уезд по площади занимал последнее место.

Его площадь была 2346 квадратных верст. Проскуровский уезд занимал северо–западную часть подольской губернии. Уезд делился на четыре полицейских округа: Ярмолинцы, Черный Остров, Сатанов, Фельштын. Согласно церковным требованиям уезд делился: на 6 деканатов православных, в которых было 112 церквей и 1 деканат католический, в котором было 12 приходов. Всего в Проскуровском уезде было 66% православных,  25% католиков, 19% протестантов и  8% иудеев. Наибольшее количество жителей уезда в то время занимались земледелием. Торговля  самой оживлённой была на ярмарках.

Население Проскурова постоянно росло. Так в 1886 году в Проскурове проживало 17977 человек. Среди населения города  духовенство составляло 0,6 %, дворянство 1,4 % а крестьяне 0,7 %. По количеству населения город занимал, вместе с Винницей и Могилев–Подольским, третье место после Камянца–Подольского и Балты. 

Религиозная жизнь в Проскурове в то время   выглядела так: в 1821 году был построен новый каменный католический храм святой Анны, в 1837 году был открыт новый каменный православный храм Святой Девы Марии, так же еще одна церковь, Внебовзятия Марии, находилась на кладбище. В 1881 году в Проскурове проживало 14554 человека. В 1881 году было 3472 католиков, 7437 иудеев, а остальные  православные.

Военные стали неотъемлемой частью города. Одни источники утверждают, что постоянно на территории города находилось шесть с половиною рот пехотного полка, а также рота резервного батальона. По другим данным в городе были штабы кавалерийских и пехотных дивизий, пехотного и драгунских полков, артиллерийской бригады, пять донских казачьих  батарей. С одной стороны, из-за военных,  город терпел убытки  казны, а с другой стороны, армия в какой–то мере стимулировала культурную жизнь города.

В Проскурове существовали церковноприходские школы. Так в 1886 году в них училось 1581 детей. Двадцатого октября 1869 года Министерством народного образования в Проскурове было открыто двухклассное училище. Медицинское обслуживание в те годы было на низком уровне. Существовала только одна платная больница на пятнадцать мест и две частные аптеки.

В 1870 году в городе насчитывалось 28 фабрик и заводов. В 1885 году в городе построена уже пивоварня и предприятие по изготовлению уксуса. В Проскурове на трех предприятиях разливали минеральную воду. Работали три мельницы. Для сравнения в Виннице было 12 мельниц, а в Камянце–Подольском только одна.

В городе открылось предприятие по изготовлению экипажей. Так же в городе существовала типография и фотоателье. Город постоянно рос. Если в 1870 году в нем находилось 107 каменных зданий и 626 деревянных, то в 1886 году в Проскурове было 212 каменных и 1575 деревянных здания.

Во второй половине ХІХ века в Проскурове появились крупные промышленные предприятия. Среди них заводы медных изделий, завод по производству мыла, свечей и табачная фабрика. В 1876 году в городе вступила в действие вторая табачная фабрика. Появились так же два кирпичных завода. Эти заводы реализовали свою продукцию и в городе, и в других губерниях. Из–за больших объемов градостроительства начал выпускать продукцию третий кирпичный завод.

А в 1899 году закончилось строительство кирпично-черепичного завода. В 1876 году  в Проскурове заработала механическая мастерская, на базе которой в 1898 году открылись чугунолитейный и механический заводы. Знаменитый сахарный завод в городе открыли в 1891 году. В связи с ростом крупных предприятий в городе в девять раз увеличилось количество рабочих, и в конце ХІХ века их было 833 человека.

Ремесленников в городе в 1897 году насчитывалось 1417 человека. Большинство из них были: портные, столяры, кузнецы, бондари, слесари, пекари и резчики. Рабочий день длился 16  18 часов. Условия роботы были очень тяжелые. Техника безопасности практически отсутствовала. Заработная плата была небольшой. Поэтому участились забастовки среди рабочих. В последней четверти ХІХ века в Проскурове произошло около 11 забастовок. В связи с постройкой крупных предприятий и развитием  торговли в концеХІХ века увеличилось население города  в несколько раз. В 1897 году в городе проживало 22855 человека.

В 1870 году строится железнодорожная линия Одесса–Волочиск. Важной частью этой линии была железно-дорожная ветка: Жмеринка–Проскуров–Волочиск. С этого времени Проскуров имеет постоянную связь с черноморскими портами. Проскуров стал одним из крупных пунктов по продаже хлеба на Подолье. В год из Проскурова железнодорожным транспортом вывозилось около 1300–1500 тысяч пудов хлеба.

Железнодорожная ветка проходила с востока на запад по южной окраине Проскурова. Станция находилась на окраине города — на пустыре, среди болота. Чтобы соединить станцию с городом через болото сделали насыпь и проложили дорогу. Эта дорога стала продолжением улицы Александровская (сейчас улица Проскуровская). Эта улица была открыта в 1886 году, начиналась от улицы Франка и заканчивалась возле железнодорожной станции и была она первой мощёной улицей города. Станция постепенно расстраивалась, и на ней было построено помещение вокзала, который сразу стал очень популярным местом в городе

В 1916 году Проскуровская станция стала важным железнодорожным узлом. В городе основали управление Подольской железной дорогой. В помощь проскуровской станции в пригородном селе Гречаны построили грузовую станцию, обслуживающую мастерские и паровозное депо. В двадцатых годах, во время НЕПА (новая економическая политика), проскуровская станция была знаменита тем, что в то время это был приграничным городом, и  мещане старались нелегально попасть в Польшу, чтобы привезти оттуда некоторые товары. А потом этот товар везли в Киев, Харьков и Донбасс.

В ХІХ веке Проскуров посещали многие знаменитости. Осенью 1846 года в Проскурове побывал Тарас Шевченко. По заказу Археографической комиссии он зарисовывал архитектурные памятники, а так же проводил фольклорные и этнографические исследования. В 1855–1858 в Проскурове побывал украинский баснописец Леонид Глебов. В конце 50 в начале 60 годов Проскуров так же посещали композиторы Д. Бонковський и Вацлав Заремба, поэт С. Руданський и этнограф А. Дыминський. С 1890 по 1894 год в Проскурове в сорок шестом Днепровском пехотном полку служил знаменитый русский писатель Александр Куприн. Именно в это время он начал писать свои первые произведения.

Перед началом Первой мировой войны в городе  уже работало более 55 промышленных предприятий, ремесленные мастерские и паровозное депо в Гречанах. Самыми большими предприятиями того времени были кирпичные заводы, сахарный завод и чугунолитейный завод, две табачные фабрики, два пивоваренных завода. 

Еженедельно в Проскурове  происходили небольшие  торги, но достаточно часто проводились и крупные ярмарки. В начале ХХ века  на Подолье проводилось 183 ярмарки в год. За год проводилось более одиннадцати ярмарок, каждая из которых длилась не менее семи дней. На ярмарках можно было встретить купцов из Варшавы, Москвы, Киева и других городов.

Накануне Первой мировой войны город Проскуров стал одним  из самых больших центров по продаже хлеба. В городе 1913 году работало уже  418 магазинов. Часто местные жители любили повторять, что в городе столько магазинов, сколько дверей в домах. Здесь продавали готовую одежду, обувь, посуду, меха и кожу, колбасные и кондитерских изделия. Кроме того, в городе продавали рыбу, пшеницу, сахар, краски и строительные материалы.

Наряду с успешными темпами развития промышленности и торговли, явно отставала социальная сфера. Однако городские власти начинали  делать первые шаги в решении проблемы образования. Дело в том, что результаты переписи населения 1897 года показали, что 62% жителей города не умели писать и читать. Особенно серьезно брались за образование в 1913 году.

В городе появилась женская гимназия Н. Харюзовой, коммерческое училище, высшие начальные мужские и женские училища, двухклассное городское, реальное, церковноприходское и три еврейских училища. Несмотря та такое количество училищ, в городе не имели доступа к образованию почти половина детей школьного возраста. Общему культурному развитию жителей города способствовало открытие первого частного театра в 1892 году. Но постоянной труппы он не имел. Обычно представления давались на украинском, русском и еврейском языках. В двух частных кинотеатрах постоянно показывали одни и те же фильмы. В 1909 году в городе открылся собственный уездный музей.

В 1901 году основалась  городская библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина. Кроме того, существовало и две частные библиотеки.  В городе к тому времени работало восемь гостиниц, две бани, десять постоялых дворов и десять трактиров. В городе была своя электростанция. Конечно, она была маломощная. Электричества хватало лишь на освещение городских и уездных государственных учреждений, домов городского, уездного и военного начальства. А гостиницы и трактиры освещались удвоенную плату.

Наряду с успехами, город имел немало проблем. В основном это были проблемы со здравоохранением и  питьевой водой. В 35–тысячным населенном пункте в 1913 году была только земская больница на 46 коек и три ведомственных больницы (еврейская, сахарного завода и железнодорожная). В городе работало 10 врачей, 11 фельдшеров, 23 медсестры и акушерки.

Особенно острая проблема была с питьевой водой. Воду использовали либо из колодцев, либо из реки Южный Буг. Возле колодцев почти всегда были очереди, а речная вода часто становилась причиной инфекционных болезней. Поэтому в 1914 году городская дума решила построить в городе собственную водонапорную станцию. Но, в следствии Первой мировой войны, до ее строительства очередь так и не дошла.

Начало ХХ века ознаменовалось быстрыми темпами благоустройства города. В городе только несколько улиц (Александровская, Дворянская и Каменецкое шоссе) были мощеные. Только вдоль них существовали тротуары,  выложенные из деревянных досок.  Все остальные улицы города весной и осенью превращались в сплошное болото, через которое нельзя было ни проехать, ни пройти. Кроме того, в городе  развернулось капитальное строительство.

Особенно быстрыми темпами обустраивался центр города: улица Александровская. Здесь располагались городские и уездные учреждения, частные дома богатых жителей. В 1906 году на улице Старобульварной были построены мужская и женская гимназия, помещение дворянского собрания, дома богатых купцов и командиров военных частей.

В начале ХХ века часто  использовался, так называемый, "кирпичный стиль". Главной чертой этого стиля было использование художественных и технических качеств кирпича. Но спустя некоторое время появляется новый стиль  модерн. Особенностью этого стиля было воплощение не только строительных и технических приемов, но и национальных особенностей в строительстве зданий.

Это было время экономического подъема. Главной чертой в стиле выступает глубокая эстетика вещей и предметов. Характерно использование разных тонов цвета, пластики, фактуры предмета. При строительстве домов в модерном стиле использовалось максимум декоративных элементов, поскольку новые строительные материалы, такие как железобетон, металл, керамика оказались для горожан недоступны.

Почти каждое здание было неповторимым и оригинальным. Чуть позже, ближе к началу Первой мировой войны,  строители начали возводить здания в стиле неоклассицизма. Это были, как правило, общественные учреждения. Такое здание  построили и под помещение банка. Стили при строительстве зданий часто менялись, и поэтому нередко рядом со зданием одного стиля появлялось новое, возведенное в абсолютно другом стиле. Рядом с новыми кирпичными домами богатых людей ютились простые глиняные или деревянные дома бедных жителей. Вечером освещались только центральные улицы. Часто освещение проводилось с помощью электрических и газовых фонарей. Накануне Первой мировой войны в Проскурове проживало уже около 35 тысяч населения. 


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Вид на село Заречье с гребли


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Вид на Проскуров с гребли

Фотографии начала ХХ века

Городское водохранилище

На протяжении многих веков пойма Южного Буга при впадении в него реки Плоской представляла собой заболоченную местность. Именно здесь в начале XV века и возникло поселение Плоскиров, которое расположилось на суше среди прибужских болот. Дорога, которая вела из Каменца на Волынь, пересекала Буг именно в районе Плоскирова. Часть Каменецкой дороги стала улицей поселения, а на месте ее пересечения с рекой была насыпана плотина и построен мост с шлюзами. Благодаря этим гидротехническим сооружениям получили две выгоды: через реку была установлена ​​бесперебойная переправа и с помощью плотины было образовано водохранилище, которое затопило окружающие болота. Сам же Плоскиров оказался на вытянутом суше между Плоской и прудом, а местный деревянный замок - на острове.

Таким образом, Бугский став (или, как его раньше называли, "озеро") и город практически ровесниками. Например, в древнейшем описании Плоскирова, что оставил нам посол австрийского императора Эрих Лясота 1594, сказано, что поселение расположено "над прекрасным озером". В дневниках другого путешественника, фризского дворянина Ульриха фон Вердума, который видел наш город в 1671 году, отмечено, что "Плоскиров стоит над низменностью, среди болот и широкого озера". Бузское водоем четко обозначено также и на первых планах города, датированных началом XIX века. Безусловно, выглядело оно совсем не так, как сегодня, - было гораздо меньше по размерам, а водяное плес большей своей частью простиралось поймой реки Плоской и ее безымянного рукава.

Власти города внимательно следила за состоянием ставка и переправы через Буг. В 1802-10 годах был построен новый мост и заново насыпана плотина в 1821 и 1831-33 годах проводились капитальные ремонты плотины и поста. А в 1856 году в Проскуров был приглашен известный инженер-архитектор фон Миквиц специально для строительства ледорезов при мостах и ​​шлюзов.

Причина такой заботы городских властей понятна - дамба через Буг и сам Бугский стал приносили немалый доход в казну Проскурова. Например, в XIX веке существовала практика сдавать городской пруд в аренду частным лицам с правом рыбной ловли. Кроме того, в бюджет города поступали деньги даже за "набивки частными лицами льда для ледников". Солидную прибыль давал и "Городской водяная мельница на Бугской плотины".

Совершенно новую функцию городское водохранилище стало выполнять с середины XX века, после окончания Великой Отечественной войны. Так случилось, что во время боев за освобождение Проскурова от немецко-фашистских захватчиков в марте 1944 года мост и шлюзы были полностью разрушены.

Сначала инженерные войска Советской Армии устроили временную переправу, но вопрос о восстановлении плотины и водохранилища так и оставалось нерешенным. Только весной 1949 городской совет, утверждая план "неотложных мер по упорядочению м. Проскурова", принял решение о создании в этом районе грандиозной зоны отдыха, что подразумевало "восстановление Бугского пруда и создание нового городского парка на площади 45 га".

Проект восстановления водоема разработали в гидромелиоративном бюро под руководством инженера Бердичевського. Инженером строительства назначили Маланчука, который в интервью "Советскому Подолье" (28.05.1949) рассказал следующее:

"Для создания пруда на р. Южный Буг с поймы будет вынуто 60 тыс. Кубометров земли. Эта земля образует со стороны Заречье дамбу и островок . Островок площадью до 10 га будет лучшим уголком для отдыха трудящихся. он расположен против места впадения р. Плоской в Буг на расстоянии 100 м от реки. Земля с поймы будет насыпана на островке таким образом, чтобы он был удобным для причаливания лодок и для купания. На островке будет посажено парк. Пункты для купания соответствии оформляются с двух сторон пруда. Вода в нем будет регулироваться шлюзом, который устраивается в том месте, где стоят железобетонные опоры-быки. На быках проложен мост. Вся плотина, соединяющей город с Заречье, кроме проезжей части, будет оформлена тротуарами с двух сторон ".

Строительство пруда в 1949 году шло ударными темпами. Все земляные работы были проведены во время воскресников силами трудящихся города. На строительство вышли все трудовые коллективы, организации и учреждения Проскурова. Каждое воскресенье работало по 8-10 тысяч человек! Землю выбрасывали лопатами, возили тачками, многим приходилось трудиться в резиновых сапогах, потому что уже на метровой глубине подступала вода ...

В 1952 году завершили первую очередь строительства - выкопали став шириной до ныне существующего острова, одновременно построили мост, набережные, водноспортивную базу, пляж. Песня этого земляные работы продолжались на Заречанское берегу. В апреле 1956 водохранилище было полностью заполнено водой. На остров, засаженный деревьями, перебросили металлический мостик, что позволило его сделать доступным для отдыха. Впоследствии этот остров получил название "Остров любви".


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Фотография конца 50-х годов

Сейчас, согласно технического паспорта, городское водохранилище имеет следующие параметры: длина - 1 км 150 м, максимальная ширина - 700 м, максимальная глубина - 5 м, площадь водного зеркала - 0,8 кв. км, объем - 2,8 млн. кубометров.

На правом берегу водохранилища раскинулся центральный городской парк культуры и отдыха. Первые насаждения появились в 1947-48 годах, благоустройство началось с 1949 года. Сначала парк назывался Комсомольским (в честь энтузиазма его строителей - комсомольцев города), а в 1967 году переименовали в честь 50-летия Октября.

В 1993 году парк получил новое наименование - имени 500-летия города Хмельницкого. В том же году парка предоставили статус памятника садово-паркового искусства местного значения. На его территории растет более 30 видов деревьев и кустарников, упорядочена сеть природных и искусственных каналов, действуют аттракционы, зооуголок, кафе, спортивные и детские площадки. Площадь парка составляет 140 гектаров. В октябре 2008 года решением сессии городского центральный парк в очередной раз переименован - в честь бывшего мэра города Михаила Константиновича Чекмана.


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Фотография конца 70-х годов

Район парка им.Чекмана (Комсомольского парка)

Возле входа в парк им.Чекмана стоит камень в честь основания города Плоскирова. Надпись на нем гласит, что в этом самом месте были построены первые дома города на Буге. Лично меня терзают мелкие сомнения в дате и месте основания. О дате уже много писали, а вот о месте...

Любители истории нашего города определяли его при помощи двух постоянных величин: впадения реки Плоской в Южный Буг, то есть русел этих двух рек. Но никто не учёл, что оба русла меняли свое ложе с добрый десяток раз. Только с 1945-го года русло реки Южный Буг менялось как минимум раза четыре!

В 1946-ом году ложе русла проходило по нынешней набережной, рядом со спортивным обществом «Спартак». Возле нынешнего здания «Дома быта» была уютная заводь, где в 30-е годы ХХ века были купальни и даже баня.

В эту заводь впадала небольшая речушка, которую называли Безымянная. Затем город начал строить водохранилище, и русло перенесли почти на сто метров, при этом его довольно углубили. Так что вместо заводи организовалось озерко, где мои друзья в начале 50-х годов ловили рыбу удочками.

Русло реки Плоской было коренным образом изменено при постройке железнодорожной дороги в конце XIX века, когда на Проскуровское болото были высыпаны десятки тысяч кубометров земли. Русло Плоской было отведено вдоль насыпи и в сторону Южного Буга, из-за железнодорожного моста, построенного в районе нынешней толкучки.

Это место уже не менялось, а вот основное русло Плоской менялось при возведении железно-дорожного полотна дороги на Каменец-Подольский и многократно — при добыче торфа, в районе, где сейчас Царское озеро и вещевой рынок на Львовском шоссе.

Как известно, способ добычи торфа везде одинаков. Чтобы осушить торфяной пласт, прокапывают новое русло реки, но более широкое и более глубокое, чем предыдущее, отводят в него воду, осушают участок и потом нарезают брикеты торфа, давая им время, чтобы те высохли.

Когда точно началась добыча торфа в Подольской губернии, сказать сложно, но что во время войны в районе «толкучки» торф добывали советские военнопленные, это я знаю достоверно из рассказов очевидцев. Поэтому можно предположить, что тайна реки кроется в ее названии. Люди, поселившиеся в устье Плоской, дали ей такое имя, наверное, потому, что она и была такой — без извивов, вровень с берегами.

Скорее всего, на мой взгляд, в районе остановки «Олимпийской» Южный Буг не нёс свои воды по прямой линии. Только в 80-е годы нашего времени в районе «Термопластавтомата» и объездной дороги река выписывала такие кренделя, что любо-дорого. По небольшим озерцам, зарослям камыша и осоки, существовавшим в 50-е годы, приблизительно можно предположить, что извивы старого русла шли по оконечности Комсомольского парка, образуя по сторонам болото, затем по улице Проскуровского подполья и возвращались к улице Примакова, которая в довоенное время недаром называлась Набережной.

Весной в половодье Южный Буг разливался, соединяясь с Плоской, Рвом, образуя обширную заливную акваторию. Помню, как разливы доходили до Львовского шоссе и до бывшей школы №15 по улице Гагарина.Ульрих фон Вердум писал, что Плоскиров расположен над низиною, среди болот и широкого озера, «которое тянется аж до Буга». Естественно, что же делать народу на болотах? Люди поселялись там, где чернозем, им и тогда был нужен приусадебный участок — кормились ведь от земли. Кроме того, болота не спасали от татарского нашествия. Крепость — другое дело. Когда крепостные стены окружала вода, легче держать оборону, но беда была в том, что татары нападали на Русь только зимой. И не потому, что зимой все реки и болота промерзали до дна. Просто в холодное время года татарские кони, которых никогда не подковывали, в снегу сберегали свои копыта.

А вот любителям истории родного города я скажу, что было на месте этого самого камня. Река была. Плоская. Хорошая, глубокая, с темной торфяной водой. С моста, который соединяет улицу Примакова с Комсомольским парком мальчишки, прыгали головой вниз, прямо в Плоскую. И до дна не входили. Теперь реки нет. Так себе, болотце. Вода летом цветет.

Пескари, индикаторы чистой воды, исчезли лет двадцать назад. Жалко мне речушку. Там, где ресторан сейчас возле моста строят, тоже озерцо было. Деревья, что по берегам растут, в 1966-ом году посадили, а вот где ныне таксопарк свое хозяйство раскинул, был до революции фольварк пана Пищака. Человеческая деятельность изменила весь ландшафт. Там, где были непроходимые болота, сейчас живут люди, проложены дороги и построены дома. Через полвека я иногда не узнаю своего города — так сильно он изменился. И в лучшую сторону.

Улица Каменецкая

Одна из главных магистралей областного центра, проходит от берегов Южного Буга до южной окраине города (микрорайон Ружичная). Улицу Каменецкую можно было бы внести в книгу рекордов Хмельницкого, и, причем, дважды. Во-первых, это самая длинная улица города, которая протянулась почти на 7 км. Во-вторых, Каменецкая - старейшая улица города. Она существует с момента возникновения поселения Плоскиров, которое расположилось на суше среди прибужских болот. Дорога, которая вела из Каменца на Волынь, пересекала Буг именно в районе Плоскирова.

Часть Каменецкой дороги стала улицей поселения, а на месте ее пересечения с рекой была насыпана плотина и построен мост с шлюзами. Уже на первом известном плане Проскурова (1800 год) Каменецкая четко обозначена, как одна из двух существующих магистралей города под названием "Почтовая дорога на Каменец". Начиная со второй половины XIX в. улица уже фигурирует как Каменецкая. В советские времена не прошла улицу и волна переименований - с 1925 по 1991 год она носила имя легендарного красного командира М. Фрунзе. В 1991 улице возвращено историческое название.

Первые дома на улице Каменецкой

Ближе к реке, в районе перекрестка Каменецкой и Примакова, где сейчас возвышаются корпуса кооперативного иститута и универмага "Юность", располагались еврейские кварталы с одноэтажной хаотичной застройкой.Почти 300 лет назад, среди маленьких домиков (примерно на месте техникума) выделялась сооружение заезжего двора. Фактически все путники, проезжавшие через Плоскиров, останавливались здесь на ночь, и не потому, что этот двор был лучшим в городе, - просто другого в то время не существовало. Среди людей, которым пришлось ночевать в постоялом доме, бывали и высокопоставленные лица.

Например, в августе 1711 здесь останавливался русский царь Петр I, а в ноябре 1769 года - командующий первой российской армией фельдмаршал П. Румянцев. Из других сооружений, которыми были застроены прибрежные кварталы вдоль Каменецкой, отметим одноэтажный длинный дом еврейской школы, располагался на месте нынешнего дома быта "Южный Буг".Неподалеку отсюда, в домике, который так же не сохранился до нашего времени (на его месте - многоэтажка №13), родился и провел детские годы художник Г. Верейский.

Здесь же, неподалеку, была общественная баня, а ближе к реке - городские купальни. Но наиболее заметной сооружением этого района, несомненно, был городской мельница на Бугской плотины. О дате сооружения мельницы сведений нет, но известно, что в XVIII веке она уже существовал и имел "два мукомольных осанки, дававших в сутки по 20 корцив муки" (то есть около 8 тонн).


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Фотография начала ХХ века

Среди всей недвижимости, принадлежавшей городу, Бугский мельница была важным в плане наполнения городского бюджета. Ее, как правило, сдавали в аренду на несколько лет местным купцам, получая с этого немалую сумму в казну города.


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Фотография начала ХХ века

В XIX веке мельница неоднократно перестраивался и расширялся, достигнув наибольшей производительности, одним из арендатором стал один из самых богатых купцов Проскурова Пинхас Мозель. В 1890-х годах Мозель построил новую трехэтажную мельницу, установил паровую машину, заменил мукомольное оборудование. В первые годы советской власти Бугский мельница еще некоторое время работала, и производила до 40 тысяч пудов муки (данные на 1924 год). Но вскоре, за нерентабельности, предприятие остановилось. В 1930-х годах заброшенная мельница постепенно была разобрана.


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Ул.Каменецкая середина 20-х годов ХХ века

Еще лет пятьдесят назад Каменецкая выглядела совсем по-другому: одно и двухэтажные дома плотной застройкой тянулись по обе стороны улицы от берегов Буга до железнодорожного полотна. Большая часть этих сооружений была построена преимущественно в конце XIX - нач. XX в. и принадлежала Проскуровском купечеству. До сих сохранилась лишь незначительная часть старых купеческих домов.


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Дом №14 одноэтажный, из красного кирпича, принадлежал купцу II гильдии, торговцу мануфактурными товарами В. Эпштейну;


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

двухэтажный дом №16 построен в конце XIX в., принадлежал семье Гринберг - купцы, владеющие магазинами и складами галантерейных товаров, торговали часами и ювелирными изделиями,в двухэтажном доме № 18 были квартира и магазин купца II гильдии ИИИулима Бурсука.


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Каменецкая 38 .Фотография конца 70-х годов

Далее по Каменецкой, на месте нынешнего девятиэтажного дома с аптекой №1, было 9 домов, 4 из которых также принадлежали купцам. Здесь располагались магазины купцов II гильдии Берко Штера, Шмуля Уиллера, Гершко Гузмана, а особенно выделялся "магазин и склад колониальных товаров М.Громштейна".


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Ул.Каменецкая.Фотография середины 80-х годов

В домах на противоположной стороне Каменецкой также было множество магазинов и складов Проскуровской купцов.


 Город начинается с вокзала.Часть вторая

Б.Кустодиев. Купец

Купечество

Понятие "купец" (т.е. горожанин, занимающийся торговлей) встречается еще во времена Древней Руси. У1775 году купеческое сословие был разделен на гильдийные купечество и мещан. К первому отнесли купцов, промышленников и банкиров, "объявили" капитал от 500 рублей (III гильдия-от 500 до 1 тыс. Руб., II гильдия - от 1 до 10 тыс. Руб., I гильдия - более 10 тыс. Руб .).

Остальные горожан были отнесены к мещанам. Гильдийные купечество имело особые преимущества: их освободили от рекрутской повинности, от уплаты подушной подати, от телесных наказаний. А купцы первой гильдии имели право на аудиенцию с высокими лицами Императорского двора, носить шпагу или саблю и губернский мундир.

Начало здесь.

Город Хмельницкий. 2014 год.


Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:




Вернуться в раздел Леонид Западенко

Translation of page
Рассылка Sandronic
Поиск по сайту
Посетители Сайта
Sandronic предпочитает
Gorg и Twitter
Статус в Skype
Gorg. Сертификат.
Счетчик любви Google
Tales from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Tales from Gorg
Реклама на сайтеРеклама на сайте Sandronic.ru Sandronic.ru- Персональный сайт. Интересные публикации на различные темы. Интервью с интересными собеседниками.Прекрасная библиотека....
Открыть раздел Реклама на сайте
Gorg.Библиотека. Идея создать нечто похожее на библиотеку была давно. Вернее создать то место, где можно будет скачать и почитать интересные книги. А тут получил письмо от Леонида....

Открыть раздел Gorg.Библиотека.
Внимание!!! Конкурс!!!Дорогие Друзья. Было очень большое желание сделать на сайте раздел, где можно было бы проверить свою эрудицию, знания, интеллект... Первая попытка к сожаления не увенчалась успехом....

Открыть раздел Внимание!!! Конкурс!!!
Подборка  софта  от Gorga В сети можно найти очень много программ на любой вкус. Нет смысла из этого раздела устраивать свалку софта. Буду выкладывать только то, с чем сам сталкивался....
Открыть раздел Подборка софта от Gorga
Gorg.Библиотека. Идея создать нечто похожее на библиотеку была давно. Вернее создать то место, где можно будет скачать и почитать интересные книги. А тут получил письмо от Леонида....

Открыть раздел Gorg.Библиотека.
Кому за 50.Как бросить курить и  похудеть на 30 килограммовПочему решил высказаться? Почему на такую тему? Всё очень просто. В былые времена, вполне справедливо считалось, что знаниями надо делиться....
Открыть раздел Кому за 50.Как бросить курить и похудеть на 30 килограммов
Как выжить в экстремальных условиях. Огонь, еда, вода и крыша над головой…Почему книга? Почему на такую тему? Всё очень просто. В былые времена вполне справедливо считалось, что книга, это лучший подарок....
Открыть раздел Как выжить в экстремальных условиях. Огонь, еда, вода и крыша над головой…
УчебникиВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Учебники
СтихиВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Стихи
Gorg.Фильмотека…Идея создать нечто подобное зародилась давно. Как то захотел найти фильм…Да, они есть, и скачать конечно же не проблема. Но сколько страниц пришлось просмотреть....

Открыть раздел Gorg.Фильмотека
Дмитрий  Халезов…Начав Беседу с Дмитрием Халезовым, и не мог предположить, что она далеко выйдет за рамки обычного разговора. Эрудиция, знания, свой неповторимый стиль подачи информации....

Открыть раздел Дмитрий Халезов
Константин ЧекмарёвВсемирная паутина, при всех своих минусах и плюсах обладает одним очень необходимым для людей качеством....

Открыть раздел Константин Чекмарёв
Леонид  Западенко...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно....

Открыть раздел Леонид Западенко
Яна ЧерничкинаЧто я успела сделать в жизни Полюбить жизнь +; Не спать всю ночь +; Съездить на море +; От избытка чувств обнять человека +; Выростить кактус +; Потерять телефон +; Гулять под дождём...

Открыть раздел Яна Черничкина
Гостевая книга Здравствуйте! Спасибо, что решили оставить запись в Гостевой Книге. Всё, что пишу и делаю на сайте, делаю для вас....
Открыть раздел Гостевая книга
Tales from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Tales from Gorg
Dishes from GorgВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...

Открыть раздел Dishes from Gorg
Interesting articlesВы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Interesting articles
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Карта сайта
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях ...
Открыть раздел Правила комментирования на сайте SANDRONIC.RU
Реклама на сайтеРеклама на сайте Sandronic.ru Sandronic.ru- Персональный сайт. Интересные публикации на различные темы. Интервью с интересными собеседниками.Прекрасная библиотека....
Открыть раздел Реклама на сайте