Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Стендаль цитирует как закулисную сентенцию: Telle trouve a se vendre, qui n'eut pas trouve a se donner. Никто не хочет ее задаром: оттого вынуждена она продаваться! - сказал бы я.
***
Там, где дело идет о большом благополучии, следует накоплять свою репутацию.
***
Чтобы взваливать неприятные последствия собственной глупости на саму свою глупость, а не на свой характер, -- для этого требуется больше характера, чем есть у большинства людей.
***
Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди.
***
Вид наивного человека доставляет мне наслаждение, если только по природе он зол и наделен умом.
***
Для переваривания, в целях здоровья, потребна некоторого рода лень. Даже для переваривания переживания.
***
Он называет это верностью своей партии, но это лишь его комфорт, позволяющий ему не вставать больше с этой постели.
***
Этой паре присущ, по сути дела, одинаковый дурной вкус: но один из них тщится убедить себя и нас в том, что вкус этот - верх изысканности. Другой же стыдится своего вкуса и хочет убедить себя и нас в том, что ему присущ иной и более изысканный - наш вкус. К одному из этих типов относятся все филистеры образования.
***
Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя.
***
Лучше лежать в постели и чувствовать себя больным, чем быть вынужденным делать что-то - по этому негласному правилу живут все самоистязатели.
***
Можно так сродниться с кем-нибудь, что видишь его во сне делающим и претерпевающим все то, что он делает и претерпевает наяву, - настолько сам ты мог бы сделать и претерпеть это.
***
Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не есть. Человек всегда приобретает или теряет.
***
Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее понимали как силу.
***
Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову.
***
Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшает характер.
***
Для очень одинокого и шум оказывается утешением.
***
Всякое сильное ожидание переживает свое исполнение, если последнее наступает раньше, чем - его ожидали.
***
Наше внезапно возникающее отвращение к самим себе может в равной степени быть результатом как утонченного вкуса, - так и испорченного вкуса.
***
Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным.
***
Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику.
***
Я оправдываю, ибо и я поступил бы так же - историческое образование. Мне страшно! Это значит: я терплю самого себя - раз так!
***
Мы начинаем подражателями и кончаем тем, что подражаем себе, - это есть последнее детство.
***
Только несгибаемый вправе молчать о самом себе.
***
Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а не по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий!
***
Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим мнением о нашей способности судить.
***
Потребность души не следует путать с потребностью в душе: последняя свойственна отдельным холодным натурам.
***
После опьянения победой всегда проявляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко - и оттого громче!
***
Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас.
***
Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления - и никак иначе.
***
Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.
***
Даже в своем голоде по человеку ищешь, прежде всего, удобоваримой пищи, хотя она и была малокалорийной: подобно картофелю.
***
Есть дающие натуры и есть воздающие.
***
В старании не познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и хитрости, чем утонченнейшие мыслители в их противоположном старании - познать себя.
***
Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, - что бы ни говорил нам об этом он сам.
***
У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко.
***
Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.
***
Кто сильно страдает, тому завидует дьявол и выдворяет - на небо.
***
Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает свою ставку - на брак.
***
Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в большой любви, так и в большой дружбе, - стало быть, для большинства: но и для тех вполне редкостных людей, которые способны как на любовь, так и на дружбу.
***
Брак - это наиболее изогланная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть.
***
Возвышенная и честная форма половой жизни, форма страсти, обладает нынче нечистой совестью. А пошлейшая и бесчестнейшая - чистой совестью.
***
Достаточно скверно! Время брака наступает гораздо раньше, чем время любви: понимая под последним свидетельство зрелости - у мужчины и женщины.
***
Женщин лишает детскости то, что они постоянно возятся с детьми, как их воспитатели.
***
У многих женщин, как у медиумических натур, интеллект проявляется лишь внезапно и толчками, притом с неожиданной силой: дух веет тогда над ними, а не из них, как кажется. Отсюда их трехглазая смышленость в путаных вещах, - отсюда же их вера в наитие.
***
Наш век охоч до того, чтобы приписывать умнейшим мужам вкус к незрелым, скудоумным и покорным простушкам, вкус Фауста к Гретхен: это свидетельствует против вкуса самого столетия и его умнейших мужей.
***
Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.
***
Потребности сердца. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.
***
Для всех женщин, которым обычай и стыд воспрещает удовлетворение полового влечения, религия, как духовное расцепление эротической потребности, оказывается чем-то незаменимым.
***
Женщины гораздо более чувствительны, чем мужчины, - именно потому, что они далеко не с такой силой осознают чувственность как таковую, как это присуще мужчинам.
***
Женщина не хочет признаваться себе, насколько она любит в своем возвышенном мужчину (именно мужчину); оттого обожествляет она человека в нем - перед собой и другими.
***
Стремление стать функцией - женский идеал любви. Мужской идеал - ассимиляция и возобладание либо сострадание (культ страдающего Бога).
***
Величайшее в великих - это материнское. Отец - всегда только случайность.
***
Самец жесток к тому, что он любит, - не из злобы, а из того, что он слишком бурно ощущает себя в любви и начисто лишен какого-либо чувства к чувству другого.
***
Ревность - остроумнейшая страсть и тем не менее все еще величайшая глупость.
***
Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им ни казалось, что они служат Ему.
***
Всегда возвращать обратно: не принимать никаких даров, кроме как в вознаграждение и в знак того, что мы по ним узнаем действительно любящих и возмещаем это нашей любовью.
***
Действительно справедливые люди недароприимны (unbeschenkbar): они возвращают все обратно. Оттого у любящих они вызывают отвращение.
***
Удивительно, на какую только глупость ни способна чувственность, прельщенная любовью: она вдруг начисто лишается хорошего вкуса и называет безобразное прекрасным, достаточно лишь любви убедить ее в этом.
***
Требование взаимности не есть требование любви, но тщеславия и чувственности.
***
Я сержусь: ибо ты неправ - так думает любящий.
***
Моя любовь вызывает страх, она столь взыскательна! Я не могу любить, не веря в то, что любимый мною человек предназначен совершить нечто бессмертное. А он догадывается, во что я верю, чего я - требую!
***
Гордость внушает злополучно влюбленному, что возлюбленная его нисколько не заслуживает того, чтобы быть любимой им. Но более высокая гордость говорит ему: Никто не заслуживает того, чтобы быть любимым, - ты лишь недостаточно любишь ее!
***
Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего.
***
Не через взаимную любовь прекращается несчастье неразделенной любви, но через большую любовь.
***
Жертвы, которые мы приносим, доказывают лишь, сколь незначительной делается для нас любая другая вещь, когда мы любим нечто.
***
Немного раздражения вначале и - и вслед за этим большая любовь? Так от трения спички происходит взрыв.
***
Дать своему аффекту имя - значит уже сделать шаг за пределы аффекта. Глубочайшая любовь, например, не умеет назвать себя и, вероятно, задается вопросом: не есть ли я ненависть?.
***
Любовь к жизни - это почти противоположность любви к долгожительству. Всякая любовь думает о мгновении и вечности, - но никогда о продолжительности.
***
Любовь - плод послушания: но расположение полов часто оказывается между плодом и корнем, а плод самой любви - свобода.
***
Безусловная любовь включает также и страстное желание быть истязуемым: тогда она изживается вопреки самой себе, и из готовности отдаться превращается под конец даже в желание самоуничтожения: Утони в этом море!
***
Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви.
***
Предупреждать легкие возражения читателя - неучтиво и неблагоразумно. Большой учтивостью и большим благоразумием было бы - предоставить читателю самому высказать последнюю квинтэссенцию нашей мудрости.
***
Такт хорошего прозаика в том, чтобы вплотную подступиться к поэзии, но никогда не переступать черты. Без тончайшего чувства и одаренности в самом поэтическом невозможно обладать этим тактом.
***
Чем абстрактней истина, которую намереваешься преподать, тем ревностнее следует совращать к ней чувства.
***
Стиль должен доказывать, что веришь в свои мысли и не только мыслишь их, но и ощущаешь.
***
Осторожно с периодами! Право на периоды дано лишь тем людям, которым и в речи свойственно долгое дыхание. Для большинства период - это вычурность.
***
Богатство жизни выдает себя через богатство жестов. Нужно учиться ощущать все - длину и краткость предложения, пунктуацию, выбор слов, паузы, последовательность аргументов - как жесты.
***
Поскольку пишущему недостает множества средств исполнителя, ему надлежит в общем запастись неким образцом весьма выразительного способа исполнения: отражение этого, написанное, неизбежно окажется уже намного более блеклым (и для тебя более естественным).
***
Прежде чем быть вправе писать, следует точно знать: это я высказал бы и испортил бы таким-то и таким-то образом. Писание должно быть только подражанием.
***
Стиль должен всякий раз быть соразмерным тебе относительно вполне определенной личности, которой ты хочешь довериться. (Закон двойного соотношения.)
***
Первое, что необходимо здесь, есть жизнь: стиль должен жить.
***
Наиболее вразумительным в языке является не слово, а тон, сила, модуляция, темп, с которыми проговаривается ряд слов, - короче, музыка за словами, страсть за этой музыкой, личность за этой страстью: стало быть, все то, что не может быть написано. Посему никаких дел с писательщиной.
***
В современной музыке дано звучащее единство религии и чувственности и, стало быть, больше женщины, чем когда-либо в прежней музыке.
***
Если бы богине Музыке вздумалось говорить не тонами, а словами, то пришлось бы заткнуть себе уши.
***
Лишь теперь брезжит человеку, что музыка - это символический язык аффектов: а впоследствии научатся еще отчетливо узнавать систему влечений музыканта из его музыки. Он, должно быть, и не подозревал, что выдает себя тем самым. Такова невинность этих добровольных признаний, в противоположность всем литературным произведениям.
***
Вы сказали мне, что есть тон и что слух: но что за дело до этого музыканту? Объяснили ли вы тем самым музыку или же опровергли?
***
Видеть в Гамлете вершину человеческого духа - по мне это значит скромничать в отношении духа и вершины. Прежде всего это неудавшееся произведение: его автор, пожалуй, смеясь, согласился бы со мной, скажи я ему это в лицо.
***
Фауст, трагедия познания? В самом деле? Я смеюсь над Фаустом.
***
Герой радостен - это ускользало до сих пор от сочинителей трагедий.
***
Величайшие трагические мотивы остались до сих пор неиспользованными: ибо что знает какой-нибудь поэт о сотне трагедий совести?
***
Отнюдь не самым желательным является умение переваривать все, что создало прошлое: так, я желал бы, чтобы Данте в корне противоречил нашему вкусу и желудку.
***
Страстные, но бессердечные и артистичные - таковыми были греки, таковыми были даже греческие философы, как Платон.
***
Вера в форме, неверие в содержании - в этом вся прелесть сентенции, - следовательно, моральный парадокс.
***
Сначала приспособление к творению, затем приспособление к его Творцу, говорившему только символами.
***
Вовсе не легко отыскать книгу, которая научила нас столь же многому, как книга, написанная нами самими.
***
Кто, будучи поэтом, хочет платить наличными, тому придется платить собственными переживаниями: оттого именно не выносит поэт своих ближайших друзей в роли толкователей - они разгадывают, отгадывая вспять. Им следовало бы восхищаться тем, куда приходит некто путями своих страданий, - им следовало бы учиться смотреть вперед и вверх, а не назад и вниз.
***
Он научился выражать свои мысли, но с тех пор ему уже не верят. Верят только заикающимся.
***
Чарующее произведение! Но сколь нестерпимо то, что творец его всегда напоминает нам о том, что это его произведение.
***
Мое направление в искусстве: продолжать творить не там, где пролегают границы, но там, где простирается будущее человека! Необходимы образы, по которым можно будет жить!
***
Женщина и гений не трудятся. Женщина была до сих пор величайшей роскошью человечества. Каждый раз, когда мы делаем все, что в наших силах, мы не трудимся. Труд - лишь средство, приводящее к этим мгновениям.
***
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - вверх.
***
Даже когда народ пятится, он пятится за идеалом - и верит в некое вперед.
***
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду.
***
Возлюби ближнего своего - это значит прежде всего: Оставь ближнего своего в покое! - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
***
Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, - что, по сути, является самым непонятным достижением человека.
***
Когда мы прельщаемся собой и не в силах больше любить себя, то следует в порядке профилактики посоветовать любовь к ближнему: в той мере, в какой ближние мигом вынудят нас уверовать в то, что и мы стоим любви.
***
Что глупая женщина с добрым сердцем стоит высоко над гением, это звучит весьма учтиво - в устах гения. Это его любезность, - но это и его смышленость.
***
Давать каждому свое - это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса.
***
Прекраснейшие цвета, которыми светятся добродетели, выдуманы теми, кому их недоставало. Откуда, например, берет свое начало бархатный глянец доброты и сострадания? - Наверняка не от добрых и сострадательных.
***
Посредством доброй воли к помощи, состраданию, подчинению, отказу от личных притязаний даже незначительные и поверхностные люди внешне делаются полезными и сносными. Не следует только разубеждать их в том, что это воля есть сама добродетель.
***
Если обладаешь волей к страданию, то это лишь шаг к тому, чтобы возобладать и волей к жестокости, - именно в качестве как права, так и долга.
***
Где всегда добровольно берут на себя страдания, там вольны также доставлять себе этим удовольствие.
***
Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
***
Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак тщеславия, если предположить, что по натуре сам являешься сострадательным и деликатным, - стало быть, недостаток гордости и благородства души.
***
Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного - более высокая потенция сострадания.
***
Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными, чем сама природа!
***
Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство - не наоборот.
***
Иное существование лишено смысла, разве что оно заставляет нас забыть другое существование. И есть также опийные поступки.
***
Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз посередине.
***
Каждый поступок продолжает созидать нас самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше переживание - вот наше одеяние.
***
Utile - это лишь средство; его целью служит всегда какое-то dulce: будьте же честны, господа дульсиарии!
***
Можно было бы представить себе высокоморальную лживость, при которой человек осознает свое половое влечение только как долг зачинать детей.
***
Толковать свои склонности и антипатии как свой долг - большая нечистоплотность добрых!
***
Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет.
***
Вначале ложь была моральна. Утверждались стадные мнения.
***
И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему этим слишком много чести.
***
Кто страстно взыскует справедливости, тот ощущает как облегчение и наиболее болезненный из своих аффектов.
***
Культивируя месть, пришлось бы отучиться и от благодарности, - но не и от любви.
***
Если я почитаю какое-либо чувство, то почитание врастает в само чувство.
***
Не путать смелость и чувство достоинства, присущие самолюбию с органически присущей смелостью: это - принуждение, при котором терпишь немалый ущерб в собственной одаренности.
***
Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к пороку - и никогда не зарастает им.
***
Говорят: удовольствие - и думают об усладах, говорят: чувство - и думают о чувственности, говорят: тело - и думают о том, что ниже тела, - и таким вот образом была обесчещена троица хороших вещей.
***
Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье - быть сплошным желанием и вместо исполнения - все новым желанием.
***
Почитание само есть уже страсть - как и оскорбление. Через почитание страсти становятся добродетелями.
***
Мы находим у различных людей одинаковое количество страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разнонаправленных. Добро и зло отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.
***
Побороть свой аффект - значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным.
Вернуться в раздел Цитаты известных людей от Gorga