Легенда о Проскуровской бане
Необходимое вступление.
Все началось с того, что некоторое время назад я увидел во сне баню. Вообще-то мне редко снятся сны, а в бане за всю прошедшую жизнь бывал всего несколько раз-предпочитаю домашнюю ванну. А тут так натурально все это банное действо увидал. И представьте себе, получил удовольствие. И хоть я человек не суеверный, но из простого любопытства захотелось узнать, к чему бы этот специфический сон.
Нашел сонник, открыл на слове «БАНЯ» и вот что прочитал :
1. Увидеть во сне баню - вас ждут приятные приключения.
2. Париться во сне - к веселью и прибыли.
3.Мыться самому в бане - неожиданность, здоровье, богатство. Если при этом вы получаете удовольствие и наслаждение - вас ждет счастливая семейная жизнь, полная радости и удовольствий.
4.Если, вы видите, как моются другие, - нас ожидает интересное общество
5.Если во сне вы находитесь в парилке - это предвестие того, что все ваши проблемы неожиданно разрешатся достаточно простым, но неординарным образом.
И что бы вы думали. Практически все что прочитал в соннике осуществилось. Поневоле станешь суеверным….
Место действия: Украина город Хмельницкий начало 2013 года. Как всегда в начале повествования необходимо сказать несколько хороших слов о родном городе.
Хмельницкий – славный город нашей родной Украины, город хороших и приятных людей, город с давней историей и великолепной культурой. Жители и гости Хмельницкого имеют возможность прекрасно провести здесь свое свободное время, погулять, повеселиться, отдохнуть. Немаловажную часть в развлекательно-оздоровительной сфере занимают бани и сауны Хмельницкого.
Своих любимых посетителей сауны встречают радушием и гостеприимством, пытаясь максимально удовлетворить пожелания клиентов. Здесь Вам предоставят полный спектр всего необходимого для правильного и приятного отдыха в сауне, предложат целый комплекс сопроводительных услуг, сделают массаж. Также часто в банях и саунах можно найти бильярдный стол или другие игровые элементы, которые существенно дополнят отдых и сделают его более разнообразным.
Польза от посещения бани или сауны давно была известна нашим предкам, именно поэтому банные традиции происходят еще с очень давних времен. Сауна стала не только частью быта, но и элементов культуры у многих народов. Конечно, в современном мире роль сауны имеет немного другой формат, так как сейчас она служит средством релаксации и оздоровления, а раньше была скорее местом, где можно было помыться.
Ну, это сейчас, когда плоды цивилизации проявились и в нашем старом городе. А как же стоял вопрос с банями и гигиеной в старом Проскурове в XIX веке? На этот вопрос можно ответить отрывком из книги Сергея Есюнина «Прогулка Проскуровом»
«Первые сведения о существовании в Проскурове общественной бани находим в середине XIX века. Располагалась она в небольшом одноэтажном домике в прибугских кварталах и была довольно примитивной: банщик в кадках привозил на подводе воду из реки, грел ее в металлическом котле, и, пожалуйста, приходи купаться. Работала баня только в холодное время года, а летом горожане мылись в реке, в так называемых "купальнях".
В начале 1920-х годов в Проскурове действовало уже несколько частных бань. Но отсутствие в городе водопровода не давали им возможности работать бесперебойно. Такое положение, в первую очередь, не устраивал военные части нашего города, для которых еженедельная помывки в бане - законное право и острая потребность. Поэтому именно командование гарнизона и подняло вопрос немедленного строительства мощной бани.
Но решить вопрос о сооружении бани можно было только в комплексе с полной перестройкой коммунального хозяйства города, которую начали в 1928 году. Почти одновременно в Проскурове построили водопровод (введен в действие в 1929 г.), электростанцию (1930 г.) и баню (начали строительство в 1929 г.). Комплекс бани, в который вошли также котельная и механическая прачечная, окончательно был введен в действие в 1932 году. Новое коммунальное предприятие получило название "Гарнизонная и гражданская коммунальная баня имени 12-летия Октября".
Проскуровская баня стала крупнейшей в области, а механическая прачечная вообще единственной на весь регион. За день баня могла принять 2200 человек. Особым шиком у проскуровчан считалось посещение "ванных номеров", которых было всего 7. Общее гражданское отделение имело 41 место, военное - 75.
Так, Проскуровская баня до войны обслуживала преимущественно военных. Поэтому неудивительно, что отношение к ней было, как к важному стратегического объекта. »
Оказывается что только благодаря Советской власти в городе Проскурове появилась нормальная общественная баня (которая функционирует уже более 80-ти лет), а до того времени городок утопал в грязи, потому что в основном жители города мылись зимой в своих домах, а летом в речке.
Необходимая историческая справка. Информация из адресного календаря Подольской губернии по городу Проскурову.
В 1897 г. жителей 22915 (13783 мужч. и 9132 женщ.). По данным 1896 г.,евреи составляли 39,5%, католики 30,1%, православные 29,8%, лица других исповеданий 0,6% общего числа жителей.
Церквей православных 2, костел 1, синагог и еврейских молитвенных домов 8. Двухклассное городское училище с приготовительным классом и женским отделением, еврейское начальное, двухклассное приходское и 2 начальные школы. Больниц 4. Благотворительное общество.
В 1896 г. городских доходов получено 34832 рубля, расходы — 31056 руб., в том числе на городское самоуправление 6466 руб., на учебные заведения 560 руб., благотворительные заведения 506 руб., на врача 271 руб.
Фабрик, заводов и др. заведений промышленного характера 29, с производством на 952 453 руб., при 621 рабочем: сахароварный завод 1 — на 473 992 руб., при 399 рабочих, 2 паровые мукомольни (160 тыс. руб.), три водяных (60 880 руб.), 3 завода растительных масел (14 тыс. руб.), 1 табачная фабрика (21 8181 руб.), 2 мыловаренных завода (5 тыс. руб.), 2 свечно-сальных, 3 кирпичных, 4 заведения минеральных вод, 1 механический завод, 1 экипажная фабрика, 2 типографии, 1 литография и 3 фотографии.
И ничего не написано о бане. А между тем в России дела по этому вопросу обстояли так…
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.
Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
Вот что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина):
«Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага.
Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то толико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.
Англичанин В.Туг (W.Toog), член Императорской академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются положительным влиянием русской бани. Кстати с 1877 по 1911 г. было написано около 30 диссертационных работ о лечебном «воздействии русской бани».
Но это же сказано про «РУССКУЮ БАНЮ», а ведь Проскуров населенный преимущественно жителями-евреями и находящийся в черте оседлости разве мог чем-нибудь отличаться от других городов в гигиеническом отношении ?
….и меня заинтересовал вопрос … В каких банях традиционно мылись евреи (иудеи)?
ОБЩЕСТВЕННЫХ или ИНДИВИДУАЛЬНЫХ.
«И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения.., и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть... и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их»/Исх. 30:17-21/.
Бани и теплые купальни у иудеев появились только после знакомства с греческой цивилизацией. Но задолго до этого, еще со времен Моисея, у евреев существовал обычай ежедневных омовений, хотя в Палестине и прилегающих районах атмосферные осадки очень редки и скудны, и поэтому воду всегда расходовали экономно.
Особая чистота требовалась от священников, как от лиц, вступающих в более тесные отношения с Богом; перед входом в скинию висел медный умывальник, из которого священники омывали руки и ноги при вступлении в святилище.
По Талмуду, даже «назарею, который должен был тщательно наблюдать, чтобы ни один волос не упал с его головы, дозволялось тереть лицо, руки и ноги содой и песком, несмотря на то, что таким образом он рисковал потерять несколько волосков». Кроме соды и песка, для натирания лица употребляли порошок толченого кирпича, перцовый порошок и мыло из отходов сезама, смешанного с жасминовыми цветами.
Но этими препаратами пользовались в исключительных случаях, обыкновенно же доволь-ствовались омовением холодной водой - по утрам и теплой - по вечерам. В Талмуде говорится: «Немного холодной воды по утрам и омовение рук и ног в горячей воде по вечерам - лучше для здоровья, чем все возможные лекарства».
Считалось опасным прикасаться к глазу немытой рукой после ночного сна и требовалось троекратное обливание рук утром, что и до настоящего времени у евреев считается обязательным.
Местом купания иудеев служили ямы и цистерны, располагавшиеся во дворах и наполнявшиеся дождевой водой. Купались также в пещерах, наполняемых водой из дождевых потоков или ручьев. Устраивались и термальные ванны, но по субботам купаться в них запрещалось, так как по субботам не разрешалось топить печи или жечь костры.
После знакомства с греческой цивилизацией у евреев появились бани и теплые купальни.
Нормальная еврейская баня состояла из трех помещений:
1) приемной, где все сидели одетыми, отдыхая перед купанием;
2) предбанника, раздевальни;
3) помещения для потения. Во внутреннее помещение, в котором находились бассейны, посетители входили нагими.
Для благородных людей к топливу прибавлялись благовония. Печь для топки бани находилась под землей, она нагревала котлы наверху.
При входе и выходе из бани молились, чтобы не поскользнуться на мраморном полу. Кстати, один такой случай описывается в Талмуде.
В бане вели беседы, которые так и назывались «банными». Скамейки в банях были мраморными, а в помещении для потения - дощатыми, так как на мраморных сидеть было невозможно - они были горячие. Для обтирания использовались утиральники или простыни. После бани обязательно выпивали стакан вина.В бане был штат обслуживающих: утиральщики, цирюльники, чистильщики, натиральщики тела благовониями, обливальщики (обливали после бани теплой или холодной водой).
Поскольку в субботу у иудеев горячие купания запрещены, то после субботы, в воскресенье все шли в баню. Считалось неприличным совместное мытье в бане с лицами, к которым по их званию или личным отношениям следовало чувствовать особое отношение. Нельзя было мыться в бане вместе с царем или первосвященником, ученику с учителем.
В еврейских банях не разрешалось произносить слово «Тора» (священная книга евреев) и запрещалось приветствовать друг друга. Существовали и так называемые ритуальные бани, в которых вода должна была быть проточной, а емкость бассейна составлять не менее 120 галлонов.
Особенно распространены были еврейские ритуальные бани в средние века. Евреи строго соблюдали предписания об очистительной ванне. Менструирующие женщины мылись только в ритуальных банях, с проточной водой.
МИКВЕ́ (מִקְוֶה, буквально `скопление воды`; ср. Быт. 1:10), водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты
Раввинистические авторитеты предписывают омовение в микве в тех случаях, когда Библия требует «омыть тело водою» (Лев. 14:9; 15:5, 7; 16:4, 24; Чис. 19:7–8 и др.), Омовение в микве, однако, практикуется различными общинами как средство духовного очищения, в частности, в канун субботы, праздников и постов, особенно Иом-Киппур. Практикуется также омовение в микве посуды, изготовленной неевреями (Чис. 31:21–23).
Среди каббалистов и хасидов обязательно омовение в микве перед ежедневной молитвой Шахарит.
Микве строится на земле (причем — не из готовых блоков), ее пол и стены не должны допускать просачивания или утечки воды. Вода микве — стоячая (не проточная и не просочившаяся).
Минимальное количество воды — 40 сеа (согласно различным подсчетам — от 250 до 1 тыс. литров). Микве наполняется на 40 сеа дождевой водой или водой, поступающей непосредственно из естественного источника (эта вода не должна быть доставлена в сосудах), после чего может быть добавлено любое количество воды без определения ее источника и способа доставки.
Наиболее распространенная конструкция микве состоит из водосборника (обычно — бассейна), куда поступает по трубам 40 сеа дождевой воды (обычно — с крыши) и добавляется вода из системы городского водоснабжения: смешанная таким образом вода поступает в микве через отверстие в стене, отделяющей ее от водосборника.
В эпоху Второго храма омовение в микве практиковалось широкими массами (Иосиф Флавий, Древ. 18:38), и обязательность омовения перед посещением территории Храма признавалась даже иноземными царями, правившими Иерусалимом (Древ. 12:145). Для тысяч пилигримов, прибывавших в Иерусалим в паломнические праздники, были построены многочисленные микве. Бет-дин назначал специальных лиц, в обязанности которых входила проверка соответствия микве всем галахическим требованиям.
Археологические раскопки микве эпохи Второго храма, как, например, в Кумране, Масаде и Геродионе, показывают, что современные микве сохранили основные черты микве времен Мишны и Талмуда. Микве представляла собой неотъемлемую принадлежность еврейской общины и обычно строилась при синагоге. Способы строительства микве в Эрец-Исраэль соблюдались в диаспоре во все эпохи и сохранились до наших дней.
Наиболее древние остатки микве в Германии относятся к 12 в. (Кельн, 1170 г.). Микве в Вормсе представляет собой подземное сооружение, в которое ведут 19 ступеней, и еще 11 ступеней — для входа в воду. Так же построенным микве в Каире и в подвале синагоги «Тиф’ерет Исраэль» в Старом городе Иерусалима.
Характерно, что уже в древности уделялось внимание гигиенической стороне обряда омовения в микве: согласно постановлению, приписываемому Эзре, женщины перед омовением в микве должны вымыть голову (БК. 82а). В средние века многие микве служили также банями, в частности, из-за запрета евреям мыться в реках вместе с христианами. В настоящее время при микве есть отдельные кабины с ванной, купание в которых (наряду с расчесыванием волос, снятием лака с ногтей и т. п.) служит подготовкой для омовения в микве, которое предполагает окунание с головой.
….это только присказка, сказка впереди…
Начало 2013 года. Государственный архив Хмельницкой области