Костел святой Анны 20-е годы
Последний пастырь костела Святой Анны
Квасневский Сигизмунд Карлович родился 30 марта 1877 года, в городе Тараща Киевской губернии, в семье поляков–мещан. Имел двух родных сестёр. Старшую сестру звали Станислава Квасневская, 1847 года рождения домохозяйка. Младшую Юзэфа Квасневская, 1891 года рождения, учительница. Обе сестры к тому времени проживали в Польше.
Сигизмунд Карлович окончил классическую гимназию в городе Немиров. После того учился на медицинском факультете Киевского университета святого Владимира, в 1901 году на 3 курсе был отчислен за политическую деятельностью. После этого работал домашним учителем детей богатых родителей. В 1909 году закончил Житомирскую духовную семинарию и был возведён в сан священника.
Работал в храмах Киева, Брацлава и Проскурова. В мае 1912 года был награждён орденом св. Анны. В июне 1920 года выехал в Польшу вместе с отступавшей польской армией. Осенью 1920 года Квасневский вернулся на Советскую Украину, приехал в Проскуров и поселился на улице Старый Базар № 1 (сейчас улица Шестакова), в доме, где раньше жил священник Ян Мацейский. В Проскуровском приходе Квасневский был настоятелем. Вот что рассказывали о Квасневском прихожане Проскуровского прихода:
„Мессы Квасневский проводил на латинском языке, а проповедь говорил на польском. Месса была дважды в день: утром и вечером. И обязательно на каждой мессе была проповедь. Исповедовал Квасневский людей на польском языке. Общались тогда в храме люди между собой и со священником на польском языке”. Во время исповеди практически не было нравоучения, а было только отпущение грехов. Исповедальня была сверху накрыта чёрной тканью, и поэтому не было видно, кого священник Квасневский исповедует.
Квасневский любил навещать своих прихожан. Например, в Великую Субботу Квасневский ходил по домам прихожан и там детям раздавал конфеты. Для детишек это было настоящей радостью, поскольку вокруг царила большая нищета. Квасневский так же учил, что прихожане должны друг другу помогать. Так, например, Квасневский ругал прихожанина Антона Марцоня за то, что он, будучи сапожником, не сделал своей жене Розалии Марцонь какую–либо обувь, и она ходит босиком.
Работая в Проскурове, Сигизмунд Карлович был много раз арестован. Арестовывали его в 1920 году, 1923 году, 1924 году, 1926 году, 1927 году, 1928 и 1930 году. Например, в 1924 году Квасневский оказался под следствием, и обвинён был в эксплуатации мальчика. Но впоследствии был оправдан, поскольку мальчик оказался беспризорным и нашёл приют у священника.
В декабре 1926 года Квасневского арестовали сотрудники ГПУ. Причиной ареста было то, что, по мнению ГПУ, начиная с 1921 года, священник Квасневский, антисоветским настроенным полякам–католикам своего прихода, а так же совершенно неизвестным лицам, оказывал всяческое содействие в эмиграции за границу, выдавая удостоверения личности о „политической благонадёжности”, на предмет свободного проникновения в Польшу.
Кроме того по мнению следователей ГПУ Квасневский в Проскурове имел связь с некоторыми польскими шпионами, в частности братьями Шмидт Марьяном и Ясем, а так же Фуглевичем, Чебанским и другими. Священник Квасневский в инкриминируемом ему обвинении признал себя виновным, одновременно указал, что, оказывая вышеназванным лицам содействие, ему не было известно об их принадлежности к шпионской деятельности. В защиту Квасневского выступали местные прихожане.
Они писали письмо в Проскуровское Окружное Отделение Государственного Политического Управления и в особое совещание ГПУ УССР г. Харьков. В письме прихожане написали, что когда на сборе духовенства, собранного Исполкомом, по поводу изъятия советской властью церковных ценностей для голодающих, священник Квасневский первый выступил за оказание помощи и сам лично пожертвовал свою золотую медаль за успехи в науке, несколько серебряных монет, имеющих нумизматическую ценность, а так же серебряные рубли царской чеканки.
В письме так же говорилось, что священник Квасневский высокообразованный человек, он правдолюб, очень честный. Квасневский не занимается другими вопросами, кроме вопросов религиозно–нравственных.
Несмотря, на то, что Квасневский работал в больших приходах, кроме необходимой одежды и ре собственного имущества не имел. В конце письма прихожане просили отпустить священника Квасневского до суда на поруки. Ниже подписались 98 прихожан.
По крайней мере, девятнадцать прихожан, подписавшихся под письмом в защиту Квасневского, были расстреляны в начале 1938 года, а ещё семеро сосланы по обвинению в участии в «Повстанческой Организации Военной» (ПОВ), в шпионаже, а так же в участии в контрреволюционной организации „Ружанец”.
„Наилучшими”, по мнению ГПУ агентами дефензивы были, вероятно, 68–летняя Гаюр Розалия и восемь её коллег по организации „Ружанец”, приблизительно того же возраста и 70–летняя Агась и шесть человек вместе с нею. Судьба остальных 72 человек точно неизвестна.
В октябре 1927 года медицинское обследование сделанное советскими врачами показало, что у Квасневского диагноз: неврастения, невроз сердца, аортит. Находясь в тюрьме в 1927 году, Квасневский поставил подпись под „Письмом группы инициативного католического духовенства на Подолье”. Письмо было приурочено к 10 годовщине Октябрьской революции. А 4 января 1928 года это письмо было напечатано в газете „Вісті ВУЦВК”.
В середине 1928 года священник Квасневский был снова арестован и обвинён по статьям:
19–54, 19–80 и 113 Уголовного Кодекса УССР. Было ходатайство о применении к Квасневскому административной ссылки в одну из отдалённых северных местностей СССР, сроком на пять лет. Но лишь 2 марта 1930 года Сигизмунда Карловича после ареста отправили под усиленным конвоем в Киевское окружное ГПУ. В Киеве 27 июня 1930 года он был осуждён в групповом деле польской контрреволюционной шпионской организации на Правобережной Украине, и на основании статьей 54–4, 54–10 Уголовного Кодекса УССР на 5 лет условно с исправительным сроком 3 года, лишением прав на 3 года, и запретом на проживание на правобережной Украине в течение 5 лет.
После приговора Сигизмунд Квасневский выехал в Ростов–на–Дону, и там исполнял функции настоятеля. После окончания срока ссылки, в самом конце 1936 года, Квасневский приехал в Киев, где работал в приходах Святого Александра и Святого Николая. Но уже 3 июня 1937 года Квасневского арестовали и обвинили в контрреволюционной националистической работе, а так же в шпионаже.
Решением особого совещания при НКВД СССР 22 сентября 1937 года священника Квасневского Сигизмунда Карловича приговорили к расстрелу. А 25 сентября 1937 года в Киевской внутренней тюрьме приговор привели в исполнение. Похоронили Сигизмунда Карловича в Быкивнянскому лесу возле Киева. Реабилитировали его 31 марта 1989 года посмертно на основании статьи
№1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года: „О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40–х и начало 50–годов”.
Священник Квасневский Сигизмунд Карлович был главным духовным руководителем третьего светского ордена святого Франциска на Подолье. Он имел специальное разрешение от провинциала монахов францисканцев на управление третьим орденом и принятие в него новых членов. Роль духовных лиц сводилось практически к тому, что раз в месяц священник отправлял богослужения для них и оглашал проповедь. Кроме того, четыре раза в год он должен был иметь молитвенные встречи в храме со старшими этих братств. Священник Квасневский, будучи настоятелем Проскуровского прихода, утверждал, что в его приходе действовали два братства: братство Святого Розария, и братство святого Франциска (терциарии).
Розаревые круги, в общем, насчитывали около 2 000 членов, а терциарии около 750 членов. В отличие от розариевых кругов, терциарии объединялись в круги по месту жительства и не имели ограничения в количестве членов. Во главе каждого круга стоял ответственный, который непосредственно подчинялся настоятелю прихода. Каждый член общества должен был иметь специальный молитвенник „Часослов терциарский”, который издавался в Варшаве.
В селе Шаровечка, которое относилось к Проскуровскому приходу, во второй половине двадцатых годов ХХ века действовали 20 розариевых кругов и 175 терциариев. Именно они были главными инициаторами строительства часовни в этом селе. А в приходах Деражнянском, Михалпольском, Новосёлковском, которые обслуживал священник Станислав Ганский, в обществе терциариев и розариевых кругах было более 1000 человек. В приходе Чёрного Острова в каждом селе, относящемся к приходу, была своя группа терциариев. Пиотровский Тит Михайлович на допросе по делу священника этого прихода заявил, что кружки терциариев в их приходе существуют с давних пор. В каждом из них было не менее 35 человек.
Советская власть старалась любыми средствами уничтожать религиозные общества, видя в них центры духовного сопротивления политике властей. Несмотря на сильнейшее преследование, большевикам не удалось полностью уничтожить церковные общества. Так в одном из докладов в партийный комитет говорилось, что в 1933 году в польском селе Шаровечка религиозность жителей всё ещё очень высокая. Автор доклада утверждал, что здесь существовали тайные религиозные общества.
В докладе говорилось также и о том, что по всему Проскуровскому району распространено так называемое „католическое сектантство”: терциарство, розарии и другие. Местная власть трактовала различные католические религиозные общества как секты. В одном анонимном письме, религиозные католические общества характеризуются как очень замкнутые небезопасные.
Автор письма говорит о том, что эта группа людей стоит в стороне от политической жизни общества, живёт своей жизнью. Часто собираясь на поминках, члены таких обществ „часами стоят на коленях, бьют поклоны, а затем ужинают и разговаривают о теперешней жизни. Такой настрой идёт, наверное, из костёла и его хитрых старых служек в шовинистическом духе”. Отсюда, по мнению автора, может идти опасность.
Часто подобные религиозные общества подвергались яростным нападкам со стороны представителей советской власти. Так в 1928 году в селе Гречаны Проскуровского прихода сгорела семиклассная школа. На это событие обратила внимание не только местная власть. Об этом узнали даже в Москве. Польские коммунисты Украины получили из Москвы письмо с конкретными распоряжениями о том, как они должны действовать в этой ситуации. Письмо было подписано высшим руководством страны.
В письме утверждалось, что школу поджёг „кулацкий и клерикальный элемент”. Именно поэтому, по их мнению, подобное происшествие надо использовать с тем, чтобы показать польским рабочим массам, чем реально занимаются терциарии. Советская пропаганда неустанно твердила, что они проводят контрреволюционную деятельность, призывают людей образовывать религиозные общества, направляющие свою деятельность против советской власти.
Коммунистическим лидерам была не по душе религиозность „мазурских” сёл. Их не на шутку тревожил очень большой авторитет священников среди прихожан, а так же рост количества религиозных обществ. По партийным данным, в то время в Проскурове действовали 20 розариевых кругов, а так же терциарские круги, насчитывавшие около 370 членов. Именно поэтому столь ненавистным был для проскуровской партийной верхушки настоятель Проскуровского прихода Сигизмунд Квасневский.
Стоит ли удивляться, что вскоре в прессе появились статьи, в которых в поджоге школы обвиняли кулаков и терциариев. Именно они, по мнению советской власти, наняли одного из местных жителей хулигана и авантюриста для поджога учебного заведения. Во время пожара он устроил антисоветскую демонстрацию. Сначала местная власть хотела провести открытый судебный процесс, обвиняя терциариев. Но со временем от этой идеи отказались, считая её крайне опасной и такой, что может иметь непредсказуемые последствия. Обвинения оказались слишком слабыми и плохо аргументированными, многие обвинения в процессе следствия, сразу отпадали. Было очевидно, что это дело „шито белыми нитками”. До открытого процесса дело так и не дошло. Всё закончилось „тихой” отправкой местных активистов религиозных общин в лагеря.
Во время одного из многочисленных допросов Сигизмунд Квасневский говорил, что в селе Гречанах собираются остатки религиозных обществ, в доме Викты Совы. После молитвы они беседуют о тяжёлых условиях жизни и возможных перспективах высылки в Казахстан.
Подобные разговоры и пессимистические настроения велись, очевидно, не только среди жителей Проскурова, Гречан, но и во множестве других населённых пунктов, где жило много поляков–католиков.Прощальная служба в костеле святой Анны
(Воспоминания Софии Окинской-Павловской жительницы города)
Той зимой арестовали ксендза Квасьневского, пастыря костела святой Анны в Проскурове. Это был очень смелый священник, часто публично молился за упокой душ семьи Маевского и других жертв. В своих речах он откровенно осуждал насилие и беззаконие. В то время очень частыми были обыски, они происходили также в костеле: изымались книги, разворовывалось имущество, унижалась достоинство ксендза.
Нередко он провозглашал проповеди с припухшим в синяках лицом, с забинтованными руками. Прихожане советовали ему бежать в Польшу. Збруч был очень близко, а на той стороне реки - уже другой мир. Однако священник не хотел даже слышать об этом.
"Добрый пастырь, - говорил он, - не может оставить своей паствы". И ксендз остался с народом до конца, утверждал, что не боится ничего.
Я с восторгом смотрела на отвагу этого человека. ее жертвенность в отношении к нам и идеи. Именно он, наш пастырь, показал пример сопротивления, потому что люди были полностью лишены этой возможности, страх перед страданием и смертью преобладали их чувство собственного достоинства. Такая позиция и поведение ксендза добавляли народа силы К нему обращали мы свои сердца и мысли, только в костеле чувствовали себя в безопасности.
Не обращая внимания на запрет властей и бдительность ее агентов, мы ходили на занятия по религии. Весь 1931 год продолжалась подготовка к святому причастию. Подвергаясь опасности, мы начали первую исповедь и причастие. Все это проходило тайно в закрытом костеле. Поздно вечером в ризнице при слабом огоньке свечи происходила торжество, наше первое в жизни святое причастие.
Девушки не были одетыми в белые платья и венков на головах не было, ребята также были в ежедневном одежды: темном и сером, как поздний осенний вечер, даже небо нам способствовало: на нем не было ни луны, ни звезд. Однако мое сердце переполнялось возвышенным чувством. Я чувствовала радость от того, что нам удалось, тайные агенты не разоблачили нас. С уверенностью можно сказать, что они сидели где-то в укромном месте и угощались водкой, которая придавала им храбрости
Той же темной заплаканной осени произошло то, чего мы больше всего боялись: ксендз Квасьневского был арестован. Мы чувствовали так, будто нам изувечили сердце и душу. Община делала все, чтобы его освободить: писали петиции с огромным количеством подписей, обращались с многочисленными просьбами, однако ксендза не отпускали. Удалось лишь упросить их, чтобы он произнес прощальную проповедь ...
В тот день были сильный мороз и метель. Человеческая толпа из города и сел потоком шла в костел. Мороза не чувствовалось, потому что храм мы обогревали собственным дыханием. Молясь и распевая, мы ожидали начала службы. Огромные толпы людей заполнили площадь перед костелом, потому что внутри уже не было свободного места. Солнце поднялось высоко над горизонтом, наступила обеденный час, а мы все еще продолжали ждать. Вдруг лучи чудесным образом осветил человек молились во внутренней части костела. Картины на стенах: Господь Иисус, Богоматерь, св. Анна - патронка костела, излучали золотистый блеск зимнего солнца. Неожиданно молитвенное пение прервался и раздался громкий шепот. Из всех уст одновременно вырвалось: ксендз! Он худой, бледный, с впалыми щеками, завязанным глазом, шатаясь, медленно шел по проходу костела. Через мгновение началась Святая служба. Каждое движение ксендза сопровождал звон кандалов, в которые он был закован. Наряд свободно висела на его исхудалом теле ...
Что я тогда пережила, не могу описать. Я не могла даже плакать. Во рту пересохло так, что я не могла вымолвить ни слова. По моим щекам и людей текли слезы, но костел, несмотря на это, гремел пением и молитвами. Стояла онемело, задумываясь над тем, Бог все это видит и слышит, дойдут до него наши просьбы? Праздник службы очень быстро закончилась, не было проповеди, которую мы так долго ждали, не получили мы и святого причастия. Деспоты в униформах, которые стояли по обе стороны алтаря, отвели ксендза в ризницу Все это было сделано мгновенно. "Товарищи" нас боялись и были на то причины. Началась суматоха. Возмущенные люди пытались освободить ксендза из рук палачей, в ту же минуту начали действовать шпики и агенты, которые находились среди нас.
Началась борьба. Пошли в движение рукоятки револьверов, дубинки и плети. Вокруг костела также началась неравная борьба не на жизнь, а на смерть. Солдаты верхом въехали в толпу людей, которые стояли на коленях и молились. Топтали беззащитных ... Вместо пения слышно крики женщин, крик детей и выстрелы ружей. В то же время ксендза в спешке запихнули в автомобиль и повезли.
Эта печальное и трагическое торжество было нашей последней встречей со священником. Весной 1932 года разошлась молва, что Польша выкупила его в СССР за большие деньги. Думаю, что немногие верили в это. Некоторое время спустя из костела было вынесены все святые иконы и внутреннее убранство. Впоследствии с целью предотвращения собраний верующих площадь у костела был огражден колючей проволокой. Мы остались одинокими и мир о нас ничего не знал.
А однажды ночью раздался страшный шум от взрыва. Это власть взорвала костел. От него остались только большая воронка и руины, которые торчали, как возвышенные руки, умоляя мести небес. Несмотря на то, что у нас не было священника и храма, мы и в дальнейшем собираясь, становились на колени вокруг развалин и молились. В том месте, где находился алтарь, кто-то поставил большой деревянный крест. Он стоял там в течение суток, а следующей - кто-то ставил новый ...
Они нас не победили, не смогли преодолеть ту Веру, Надежду и Любовь, которые посеял в наших душах ксендз Квасьневский, пастырь костела святой Анны в Проскурове. Мы и наши потомки должны знать, помнить и свято оберегать память об этой замечательной человека, вынесшего тяжелые пытки ради нас и не изменил веры
В 1936 году костел закрыли и начали разбирать, а в 1938 г. то, что осталось, взорвали взрывчаткой.
Дополнение
...под лозунгом "Колокола с костелов и церквей на индустриализацию страны" начались массовые снятия колоколов. Союз Воинствующих Безбожников организовал рабочее движение для снятия колоколов. Советская власть так аргументировала свои действия :
1.Колокола являются символом контрреволюции и могут служить набатом для сбора людей для контрреволюционных действий против советской власти.
2.Колокола мешают рабочим отдыхать.
3.Переплавленые колокола могут дать 2 миллиона пудов меди, или 30 миллионов рублей.
Многие колокола являлись образцами литейного искусства, поэтому их продавали в Германию. После принятия плана о ликвидации всех колоколов в начале тридцатых годов ХХ века было запрещено использовать любые колокола. Создавались специальные районные сводки о наличии колоколов в молитвенных зданиях. Так по проскуровскому району за 1934 год в 38 населенных пунктах насчитывалось около 90 церковных колоколов и пять костельных- в Черном Острове один, в Николаеве один и в Проскурове три.
Но уже в 1935 году костельные колокола остались только в Проскурове. И в конце 1935 года при разборке проскуровского костела было снято три бронзовых колокола общим весом 8 пудов.
Интересно еще раз вспомнить историю Проскуровского костела. Построенное в начале ХХ века здание было добротным и являлось архитектурным украшением города.
Архивные данные свидетельствуют, что не смотря на то, что священника у прихода уже не было, в 1934 году костел был действующим и сюда постоянно приходили 50 человек: 38 мужчин и 12 женщин. После того как в 1935 году сняли колокола храм и приход еще функционировали.
Более того, председателя религиозной общины храма Гаюра Лаврентия Ивановича оштрафовали за то, что он не подал денежные отчеты за первое полугодие 1935 года на сумму 50 рублей.
Не смотря на то что имущество храма постоянно национализировали и описывали приход на 27 июня 1935 года имел задолженность на сумму 1515 рублей. Естественно община прихожан не смогла выплатить эту задолженность.
21 января 1936 года костел закрыли постановлением ЦИК УССР. Вскоре его начали разбирать-сняли с крыши оцинкованное железо, конфисковали архивные материалы 43 книги записей начиная с 1861 года (книги хранятся в Областном архиве города Хмельницкого) и прочее.
Только цветных металлов взятых при разборке насчитывалось 1825 килограммов на сумму 914 рублей 87 копеек.
Перед началом разборки крыши Проскуровского костела рабочие сбивали все статуи на крыше. Один из них залез на крышу с молотом и сбил центральную большую фигуру св.Марии.
Статуя упала с высоты на землю, дивным образом уцелев. И только нижняя часть статуи, на уровне колен, отлетела в сторону. Перед взорами потрясенных людей стояла Мария со сложенными в молитве руками, направленными в сторону неба, но только не в полный рост, а на коленях, так по крайней мере казалось напуганным людям. Все присутствующие громко плакали...
Хмельницкий областной архив Фонд Р-1211,опись 3,дело № 15
Информационные отчеты уполномоченного по делам культов по Каменец-Подольской области
Документ № 1.
Витяг з протоколу засідання президії проскурівської міськради від 5.06.1936 р.
II. Слухали
Акт відділу культів з 25.5.1936 р. про передачу 95 кг. червоної міді з купола розбираємого костьолу для ремонта дизелів электростанції.
II. Ухвалили
Санкціонувати розпорядження Голови Міськради про відпущення 95 кг. червоної міді з купола розбираємого костьолу для ремонта дизелів Єлектростанції
Орігинал з належним підписали
Керсправами Сірота
Документ № 2.
№1-51 21.5.1936
Не подлежит оглашению
Комитету искусства при СНК СССР
Управлению искусства при СНК УССР
Уполномоченному наркомвнешторга УССР
В распоряжении Проскуровского горфинотдела имеется один орган изъятый из закрытого костела фирмы В.Ф. Вольско и Ко Люденгедург,1913 г. № 1748,новый,возможно годный для игры.
В условиях Проскурова покупателей на орган найти невозможно,просим рекомендовать нам покупателей.
Зав.горфинотделом Михальский
Документ №3.
Акт
1936 р. червня 19 дня м.Проскурів
Ми,референт культів Проскурівської МР Рабинович М.С. та інспектор держприбутків
МФВ Гловацький М.Г. за участю ювеліра гр. м.Проскурова Вардаех И.Д. цього числа перевірила метали,які були знайдені на чердаку Проскурівського костьола в кількості 25 штук різних виробів та розмірів.
При перевірці виявлено низькоробне срібло в кількості 6 штук вагою 800 грамм та 84 проби 6 шт. вагою 560 грам,останні 13 штук виробів встановлено мідного металу.
Про що складено сучасного акту в двох примірниках.
Референт культів МР Рабинович
Інспектор Д/П МФВ Гловацький
Документ № 4.
Від референта культів Рабиновича
Як Вам відомо,мені необхідно в терміновому порядку забрати майно від костьла та 9-ти сел. церков яких вже давно зачинені згідно постанови ЦВК УССР.
Прошу Вашого розпорядження про надання відділу культів частину деревянного магазину госодарчмх товарів МР,розмір якої буде 7 х %,35 кв.мметрів що забеспечить схоронення цінних речей.
По заяві тов. Вахіна останній згоджується на це але до уборки врожаю.
Рабіновіч
Документ № 5.
До міскфінвідділу Тут
При цьому надсилаю акт прийомки Уповноваженним Київської обласної філії Держтресту "Цветмедком" кольорового металу від костьолу в кількості 1825 кг. на суму 914 крб.87 коп.
Розрахунковий рахунок тресту Київ-Банк № 40020 ( написано карандашом "Затребуйте оплату")
Одноразово затребуйте від Директора Єлектроорганізації оплату за виданих йому 95 кг. червоної міді по існуючим цінам.
Референт культів МР Рабіновіч
(далее написано ручкой)
1. Медь красная 1500 кг. 727 р. 50 коп.
2. бронза 300 кг. 177 р.
3. Латунь 25 кг. 20 р. 37 коп.
------------------------------------------------------------------------------
Всего 1825 кг. 914 р. 87 коп.
Электростанция медь кр. 95 кг.
Документ № 6.
№1-51 31.5.36
Начальнику будконтори тов Петраківському Тут
Пропоную видати інспектору культів Міськради тов Рабіновічу всі кольорові метали,вилучені при разборке костьолу.До кольорового металу відноситься мідь,бронза,цинк,олово та інше,для передачи "Цветметалу" згідно положення.
Голова міськради Зеленков
Комментарии
Пт, 31 мая 2019, 12:22:37 Ответить
Чт, 27 июля 2017, 20:23:03 Ответить
Вс, 08 февр. 2015, 00:24:43 Ответить
Пн, 26 янв. 2015, 14:28:13 Ответить
Пн, 26 янв. 2015, 00:21:44 Ответить
Сб, 01 февр. 2014, 14:16:42 Ответить
Ср, 29 янв. 2014, 03:37:32 Ответить
Пн, 20 янв. 2014, 00:11:31 Ответить