Типичная картина, которая может случиться в любом городе. Даже в нашем относительно и благополучном Хмельницком количество машин на дорогах и тротуарах уже давно превышает количество пешеходов. Машины везде-на дорогах (что вполне естественно), на тротуарах, во дворах (что не естественно).
И причем водители стараются изо всех сил придерживаться тех правил движения, которые они придумывают сами. Конечно, дорожная автоинспекция в меру своих сил пытается противостоять этому беспределу. Но не получается у них...и бедному пешеходу (то есть мне) приходится выйдя на улицу в любом месте своего маршрута "держать ухо востро".
А между тем 1912 году назад в уездном городе Проскурове появилось "Обязательное постановление относительно езды на лошадях и автомобилях в Проскуровском уезде". Время "свободного движения для автомобилистов Проскурова закончилось.
С появлением первых автомобилей появляются и первые ограничения движения этих транспортных средств. В одних станах такие ограничения принимались на государственном уровне (первый закон о порядке транспортного движения был принят в 1865 году в Англии), а в других- в виде постановлений местных администраций.
Именно постановления местных администраций долгое время действовали в Российской империи. Первые постановления о правилах движения автомобилей были приняты в конце XIX века в Одессе, Петербурге, Киеве, Москве, а с начала ХХ века очередь дошла и до провинциальных городов.
Постановление городской управы Проскурова включала 32 параграфа и регламентировала почти все возможные вопросы относительно движения транспортных средств. Интересны отдельные пункты, позволяющие представить, как приходилось ездить водителям по улицам Проскурова.
... в городе и селениях быстрота хода машин не может быть более 15-ти верст в час.
...в городе перед поворотами и на перекрестках улиц подается продолжительный сигнал и сбавляется ход до 10-ти верст в час, вне города подаются протяжные сигналы.
...скорость сбавляется настолько, чтобы, если понадобится, можно было сразу остановить автомобиль перед перекрестком, поворотами, в выемке или закрытых местах, а также при подъеме в гору.
Шофёр, увидев встречного (или людей) на прямой, обязан дать протяжный сигнал на расстоянии не менее как 100 сажень до встречи, чтоб дать возможность встречного принять меры, если его лошади пугливы или его пассажиры желаю выйти из экипажа.
Постепенно замедлить ход и дать еще несколько сигналов, однако на таком расстоянии от лошадей, чтобы не напугать их внезапным звуком сигнала. Если шофёрвидит, что лошади пугаются, кучер или пассажиры знаками показывают замедлить ход или остановить машину, то шофёрдолжен остановить машину и за несколько сажень (до пяти) выйти из автомобиля, так как лошади пугаются меньше, если перед автомобилем или сбоку стоит человек, а если лошади продолжают пугаться шума, то погасить (остановить) мотор и обсудить с встречным, как и кому раньше проехать-лошадям или автомобилю.
...если этот случай имеет место ночью, то шофёр в случае нужды должен погасить или заслонить прожектор, который может пугать лошадей светом.
...езда автомобилем вперегонку воспрещается.
...управляющий автомобилем обязывается уступать дорогу крестным ходам, похоронам и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим войскам и арестантским партиям.
Следить за соблюдением правил дорожного движения поручалось Проскуровскому полицейскому управлению и пре6дставителям городской управы и земства.При "плохой и небрежной езде, а также при нарушении вышеуказанных правил, они могли изъять разрешение на право управления автомобилем у водителя.
Штрафов тогда не существовало-или ездишь по правилам...или ходишь.
Прошло почти тридцать лет. За это время Проскуров изменился. Другие жители наполнили провинциальный город. До 1939 года Проскуров находился всего в 30 километрах от советско-польской границы. И естественно в нем располагались красноармейские части. В 1939 году именно через Проскуров двигались на запад части советской армии, которые принимали участие в освобождении западной Украины.
В течении двух недель граница отодвинулась от Проскурова на 300 километров.Но тем не менее в самом Проскурове и окрестных местечках и деревнях количество военных частей не уменьшилось...чувствовалось что рано или поздно что-то произойдет.
Так наступил май 1941 года.
Как то попался мне на глаза интересный документ датированный маем 1941 года и относящийся к Проскурову. Правда, откуда взят сам документ не понятно. Привожу полный текст:
У-НКВД. Проскуровский горордской отдел РК милиции.
НКВД Каменец-Подольской облаксти
Отдел ГАИ 10 мая 1941 г.
№ 6/76 г.Проскуров
Начальнику Госавтоинспекции Кам.Подольской области
сержанту милиции т. Глуховцу
гор.Проскуров
9-го мая с.г.в 13 часов я проверял на линии автомашины по ул.Горького-25 Октября.Увидев напротив идущую автомашину ГАЗ-АА без номерных знаков с ул.Горького к ул 25-го Октября я поднял руку машина остановилась. Тогда я подошел к автомашине увидел, что в машине сидит за рулем водитель красноармеец и рядом с ним подполковник.
Я подошел к подполковнику и попросил разрешения обратиться к водителю, хотел проверить документы-права на управление и путевой лист. Подполковник вместо разрешения на обращение сказал "Харашо, поехали", я стал перед машиной и прошу подполковника направиться к коменданту города, для объяснения по поводу отсутствия номерных знаков.
Подполковник сказал, что он никуда не поедет, он выполняет задание и если я не уйду от машины, он прикажет водителю ехать на меня. От машины я не ушел тогда подполковник приказал водителю ехать а так как я стоял напротив машины то при ходе машины я был сшиблен буфером машины, на котором проехал метров пять.
Машина после того остановилась, я поднялся с буфера, подполковник в порядке грубого приказания сказал что если я не уйду от машины он меня раздавит машиной, после этого я также не ушел а требовал направиться к коменданту города.
Подполковник приказал ехать водителю, который включив скорость, стал двигаться машиной, я был вторично сшиблен буфером, на котором меня машина протянула метров десять. Я увидел что может кончиться плохими последствиями для меня и пробравшись к капоту поднял его и вынул провод высокого напряжения после чего машина остановилась.
Подполковник грубо обращаясь, крича сказал мне что он покажет с кем я имею дело и предложил идти к коменданту города. К тому времени подошел милиционер РУД т.Романишев.
Я с подполковником направился в комендатуру по дороге он с огорчением сказал, что он не может допустить чтобы какой то милиционер его задерживал. Коменданту города мы объяснились но комендант ничего не сказал, очевидно уступая подполковнику. Подполковник как выяснилось, является командиром части 1727 по фамилии Сирко.
В комендатуре подполковник т.Сирко не мог себе никак представить, что его подполковника задержали те, как он сказал, что были детьми когда его Сирко знал весь Проскуров.
Проверив после того машину выяснилось, что водитель прав на управление не имеет, путевого листа не имеет, машина технически неисправная : в место боковых стекол кабины вставлена фанера, на всю машину одна только лампочка, люфт руля 60 град., в шкворнях разработка, отсутствует брызговик, не укреплен буфер, ручной тормоз неисправный и пр.
Исходя из выше изложенного прошу перед командованием округа возбудить вопрос о нетактичном, некультурном поведении и обращении ко мне как госавтоинспектору во время выполнения служебных обязанностей, подполковником т.Сирко называя работников милиции "какими то милиционерами".
Заставить подполковника Сирко уважать честь и доверие, оказанное Рабоче-Крестьянской милиции Советской властью.
Старший Госавтоинспектор РКМ НКВД Проскуровского У-ка ( Захарченко )
Документ действительно уникальный. Пройдет всего два месяца и на месте где случилось ДТП проедут немецкие танки и машины, пройдут колонны советских военнопленных.* июля 1941 года в Проскуров войдут передовые части немецкой армии. И начнется черный период немецкой оккупации.
Вернемся к самому документу. Хорошо, что в настоящее время можно в поисках использовать интернет. Мы попробовали узнать, был ли действительно подполковник Сирко, командир части 1727, которого знал весь Проскуров. Некоторые результаты поиска приводятся....
В "Справочнике условных наименований воинских частей (учреждений) в 1939-1943 годах" записана часть с номером 1727 и оказалось что подполковник Сирко был командиром 89 танкового полка,45 танковой дивизии,24-го механизированного корпуса Киевского Особого Военного Округа, которому подчинялись войсковые части находившиеся в Проскурове.
Поименный поиск по фамилии Сирко на сайте "Мемориал" обнаружил двух человек с фамилией "Сирко" и званием "подполковник", один из которых в момент выбытия в 1942 году ("пропал без вести" - попал в плен) был помощником командира дивизии по строевой части 49-й танковой дивизии, которая также относилась к 24-му механизированному корпусу.
Комментарии
Ср, 29 марта 2017, 14:13:56 Ответить