|
...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Начальник финансового довольствия
Село Свердликово. Памятный список односельчанам погибшим на фронтах Великой Отечествен-ной войны. В нем три человека с фамилией Западенко.Но это не родственники отца,а одно-фамильцы.В селе было четыре семьи с фамилией Западенко. Из папиной семьи во время войны погиб только его старший брат Антон в 1944 году при взятии Кенигсберга.
Военная биография отца остается для меня загадкой. Фронтовики старались не рассказывать о своей фронтовой судьбе. И только по отдельным крохам воспоминаний и публикаций можно хоть немного узнать где они воевали, и как им приходилось жить в тех невероятно тяжелых условиях.
В июне 1939 года отца переводят зав.делопроизводством штаба 2-го отдельного железнодо-рожного полка КОВО,расквартированного в городе Бердичев.Служба продолжалась на новом месте…( Мама и папа )
Случайно в интернете встретились воспоминания человека, который служил с отцом начиная с 1939 года. Это Александр Иванович ГОРЧАКОВ.В его воспоминаниям есть интересные строки…
Александр Иванович Горчаков
… В сентябре 1938 года был призван на военную службу и направлен во 2-й железнодорожный полк Киевского особого военного округа в город Бердичев.( В Бердичиве располагался 15 отдельный строительно- путевой железнодорожный батальон)
Сейчас, когда смотрю кинофильм про Ивана Бровкина, вспоминаю, как заботливо и меня когда-то провожали в ряды будущих защитников Родины, подарив при этом красивый чемодан со всеми необходимыми солдату предметами личного пользования.
По прибытии в часть меня зачислили в полковую школу подготовки младших командиров. В это время в мире уже запахло порохом, поэтому требования к военной подготовке личного состава были весьма жесткие и строгие. От нас требовался быстрый подъем по тревоге, умение совершать продолжительные марш-броски с тяжелыми ранцами, в том числе и на лыжах.
На первых порах не обходилось и без казусов. Особенно меня одолевали четырехметровые обмотки, которые придавались по форме к солдатским ботинкам. Впервые поднимаясь по тревоге, у меня неожиданно выпала из рук «родная четырехметровка». И пока я ее перематывал, командир отделения сержант Терещенко молча стоял над моей душой. В строй, конечно, я опоздал, за что получил внеочередной наряд на кухню — чистить картошку.
На полигоне полка нас учили не только прокладывать железнодорожные пути, наводить мосты, укладывать шпалы, забивать костыли, устанавливать противоугоны, но, при необходимости, и разрушать их. Первое боевое крещение я получил в сентябре 1939 года во время боевых действий Красной Армии при воссоединении с СССР Западной Украины и Западной Белоруссии.
В сентябре 1939 года отца назначают начальником финансового довольствия 15 отдельного строительного путевого железнодорожного ордена Красной Звезды батальона…
Наш 2-й железнодорожный полк, находившийся в летних лагерях под Киевом, 1 сентября был срочно погружен в эшелон и двинулся на запад. Воины полка в течение сентября-ноября 1939 года обеспечивали продвижение советских войск по территории Западной Украины, «перешивали» железнодорожное полотно с европейской колеи на русскую, реконструировали железнодорожные путепроводы и мосты для прохождения тяжеловесных составов с личным составом, техникой и вооружением.
В январе 1940 года наш 15-й отдельный восстановительный железнодорожный батальйон(15 ОВЖДБ), в котором я был старшиной, включили в состав 9-й армии, участвовавшей в войне с белофиннами. В суровых зимних условиях, под снайперскими прицелами финских «кукушек» воины-железнодорожники строили новую узкоколейную линию Лоухи—Кестеньга, предназначенную для обеспечения передовых частей армии боеприпасами, техникой и продовольствием.
1 мая 1940 года Финский фронт
….. батальон где служит отец направляют в состав 9-й армии на Финский фронт,где они в исключительно тяжелых условиях строят 132 километровую железную дорогу Петрозаводск-Суоярви.
Строят в период с января по апрель 1940 года…Финская война заканчивается,и железнодорожный батальон перебрасывают в среднюю Азию на строительство железной дороги вдоль границы с Ираном.
Средняя Азия. На строительстве железной дороги Евлах-Степанакерт
Начало Великой Отечественной войны застало меня на Иранской границе, где 15 ОВЖДБ участвовал в прокладке стратегической железнодорожной магистрали Евлах—Степанакерт.
Эта магистраль шла вдоль границы с Ираном параллельно пограничной реке Араке для того, чтобы в случае вступления Турции в войну с Советским Союзом на стороне фашистской Германии обезопасить нефтяной Баку и весь Кавказ от всяких неожиданностей… Имелись сведения, что 26 турецких дивизий стоят у нашей границы в готовности вступить в войну. Это предполагалось сделать в ноябре 1942 года после объявления Берлином о падении Сталинграда.
Военные и фронтовые пути Петра Западенко и Александра Горчакова весной 1941 года расходятся-они служат в разных частях железнодорожных войск.
Весной 1941 года часть железножорожного батальонанаходилась в летних лагерях в городе Ямполь-Подольском Винницкой области.Отец посылает во Львов вызов для мамы и брата.
5 июня 1941 года мама получает пропуск для проезда через пограничную зону в Ямполь-Подольский .Мама взяла с собой маленький чемоданчик с документами,фотографиями и личными вещами, ведь 23 июня 1941 года они должны были вернуться во Львов.В Ямполь они приехали 16 июня,и отец продлил пропуск еще на неделю.
Пропуск через пограничную зону УССР
Справка для получения пропуска
Мама рассказывала,что батальон отца стоял в летних лагерях недалеко от города и утром 22 июня жены офицеров с детьми собирались поехать на базар в Ямполь.Машина тронулась,но тут-же остановилась-шофер увидел бегущего и что-то кричащего отца.Отец подбежал к машине и отдышавшись сказал что началась война и семьи военнослужащих срочно эвакуируют вглубь страны.
Вот как описывается начало войны в книге «Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне»
В первые тяжкие месяцы войны, когда мы продолжали отступать, встал вопрос: существовать ли железнодорожным войскам, призванным, прежде всего, восстанавливать, а также прокладывать новые железнодорожные коммуникации. В обоснование своей точки зрения сторонники расформирования железнодорожных войск утверждали, что, когда Красная Армия отступает — нам не до восстановления и строительства. Железнодорожные войска состояли из очень испытанных воинов, потребность в которых была огромная, вот и хотели приумножить наши силы на фронте за счет их, не задумываясь о перспективах на завтрашний день.Из воспоминаний генерал-лейтенанта И.В.Ковалева. См.: И.В. Ковалев В тяжелую пору // Строители-фронту. -М., 1968. -С.202.
Из воспоминаний об еще одном сослуживце отца
Петр Аврамович Западенко 1941 год
Моисеенко Григорий Петрович - командир мостовой роты 15-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона 29-й отдельной железнодорожной бригады, капитан.
В 1934 году был призван в Красную Армию и направлен в железнодорожные войска. После окончания полковой школы служил командиром отделения, заместителем командира взвода. В 1939 году, после окончания курсов младших лейтенантов, направлен для прохождения службы в 15-й отдельный железнодорожный батальон.
С первого месяца Отечественной войны лейтенант Моисеенко в составе действующей армии. Бойцы железнодорожники работали круглосуточно под огнем вражеской артиллерии и бомбежками обеспечивали продвижение эшелонов с военными фузами к фронту, а с эвакуированными людьми и имуществом в глубь страны. Временами приходилось применять личное оружие в борьбе с вражескими десантами, сражаясь в окружении.
1941 год,июнь
Фрагмент автобиографии
Южный фронт
В первые недели войны войска фронта действовали против румынских войск в полосе шириной 700 км от г. Липканы на румынской границе до Одессы, проводя оборонительную операцию в Молдавии и контактируя на севере с войсками Юго-Западного фронта. После поражения основных сил Юго-Западного фронта под Уманью и затем под Киевом в июле-сентябре 1941, командование Южного фронта организовало оборону в районе Запорожья.
Войска фронта также задержали продвижение частей вермахта под. коман-дованием Манштейна у Мелитополя. Однако 5 октября 1-я танковая армия вермахта вышла к Азовскому морю у Бердянска, охватив обороняющиеся части фронта с севера и отрезав им отход на восток.
В результате 18-я армия Южного фронта попала в окружение в районе пос. Черниговка и понесла тяжелые потери. Более 100 тысяч солдат и офицеров попало в плен. Командующий армией генерал-лейтенант А. К. Смирнов погиб. Было потеряно 212 танков и 672 артиллерийских орудия
Уцелевшие части фронта с боями отступили на восток вдоль побережья Азовского моря на Таганрог (пал 17 октября) и далее к Ростову-на-Дону (сдан 20 ноября). Однако уже 28 ноября 1941 в результате успешного контрнаступления войска фронта вновь освободили Ростов, нанеся вермахту первое поражение на Восточном фронте.
В июле 1942, после крупного поражения советских войск под Харьковом, Ростов-на-Дону был сдан практически без боя, вследствие чего Южный фронт был расформирован, а его части переданы в состав Северо-Кавказского фронта.
29-я железнодорожная бригада первой в Железнодорожных войсках вступила в бой с немецко-фашистскими войсками.
Так, уже на рассвете 22 июня 1941 года 29-я железнодорожная бригада (командир-полковник Н.В.Верёвкин) строившая железнодорожную линию Вапнярка-Окница, вынуждена была занять оборону в системе укрепрайона, в упорных боях отражать атаки противника до подхода стрелковой дивизии.
Бомбардировка железнодорожной станции
В августе 1941 года в районе станции Перехрестово противник высадил десант в тыл наших войск. В ночное время фашистам удалось нарушить линии электроснабжения и связи. Отряд железно-дорожников, в составе которого был взвод лейтенанта Моисеенко, решительным ударом выбил противника со станции. Сразу после боя бойцы приступили к восстановлению путей и вскоре пропустили эшелоны на восток. В этом бою Моисеенко лично уничтожил 16 автоматчиков, получил первую боевую награду - орден Красной Звезды.
1941 г., июль.
13-я железнодорожная бригада осуществляет заграждение участка Бердичев — Шепетовка Винницкой железной дороги, участвует в боях, защищая г. Бердичев.
Заградительные работы на одном из железнодорожный участков 1941 год
1941 г., 4 июля.
На базе 2-го железнодорожного полка в г.Сарны развернута 25-я железнодорожная бригада с задачей технического прикрытия железнодорожных участков Юго-Западного фронта.
1941 г.,середина июля.
Железнодорожные войска обеспечивали действия Западного фронта. 30-я железнодорожная бригада направлена на железнодорожную линию Старая Русса — Бологое; 9-я железнодорожная бригада прикрывает железные дороги Карельского перешейка; 6-я и 17-я бригады — линии Волковыск — Белосток, Волко-выск — Черемха, Молодечно — Минск — Осиповичи, Жлобин — Гомель; 26-я бригада — Полоцк — Витебск, Витебск — Невель, Орша — Смоленск, Орша — Витебск.
1941 г., 11 —22 июля.
Войска 4, 5, 27-й железнодорожных бригад обеспечивали оборону г. Фастова.
1941 г., 13—27 июля.
Воинами 26-и железнодорожной бригады взорваны: Оршанский железнодорожный узел (13 июля); станции Осиновка, Гусино (18,19 июля); станция Катынь (24 июля); станции Красный Бор, Смоленск, Духовская, Кардымово (27 июля).
1941 г., 25—27 июля.
28-я железнодорожная бригада осуществляет техническое прикрытие и оборону станции Христиновка, выводит со станции 37 железнодорожных составов в тыл.
Минно-подрывной взвод 15-го отдельного железнодорожного батальона
1941 г., 25 июля — 21 августа.
Личным составом 6-й железнодорожной бригады проведена эвакуация железнодорожного узла Великие Луки, разборка и отправка в тыл 74 км рельсов, 306 комплектов стрелочных переводов и др. имущества.
1941 г., конец июля.
В основном закончено отмобилизование железнодорожных войск, подчиненных Центральному управлению ВОСО. В их состав входили:
16 управлений железнодорожных бригад;
42 отдельных восстановительных железнодорожных батальона;
15 отдельных мостовых железнодорожных батальонов;
16 отдельных батальонов механизации железнодорожных работ;
25 отдельных железнодорожных эксплуатационных рот;
1 отдельный канатно-подвесной батальон;
8 фронтовых железнодорожных парков;
7 запасных железнодорожных полков;
2 центральных железнодорожных парка.
Общая численность железнодорожных войск вместе с частями Особого корпуса железнодорожных войск составила 169 967 человек.
1941 г., июль—август.
Фашистская авиация совершает в среднем 50 налетов в сутки на железнодорожные объекты. Особенно разрушены были крупные узловые станции: Орша, Бологое, Смоленск, Гомель, Коростень, Житомир, Бахмач, Брест, на которые было сброшено от 1,5 до 3,5 тонн бомб различного калибра.
1941 г., июль-декабрь.
На 28 фронтовых дорог немецкие летчики совершили 5939 воздушных налетов, из которых 1504 нарушили движение поездов. Средний перерыв движения после бомбардировки составлял 5 часов 12 минут.
1941 г., 20 августа.
Ставкой Верховного Главнокомандования Железнодорожным войскам поставлена задача обеспечения переправы отходящих частей Красной Армии через Днепр.
1941 г., 29 августа.
Заместитель Народного комиссара обороны генерал-лейтенант А.В.Хрулев в телеграмме начальникам штабов фронтов потребовал использования железнодорожных частей по их предназначению — для заграждения и восстановления железных дорог.
1941 г., конец августа— сентябрь
Железнодорожные войска обеспечивали техническое прикрытие и обслуживание следующих участков Юго-Западного направления:
19-я железнодорожная бригада: Чернигов — Нежин — Прилуки, Гребенка — Прилуки — Бахмач, Чернигов — Гомель;
25-я железнодорожная бригада:
Дарница — Нежин;
5-я железнодорожная бригада: Бахмач — Конотоп, Ворожба — Львов, Конотоп — Терещинская, Ворожба — Локоть, Ворожба — Басы, Бахмач — Ромодан;
13-я железнодорожная бригада: Золотоноша — Гребенка, Гребенка — Ромодан — Полтава, Мироновка — Цветково, Шевченко — Золотоноша;
27-я железнодорожная бригада:
Кременчуг — Ромодан — Полтава, Полтава — Красноград;
28-я железнодорожная бригада: Днепропетровский узел и железнодорожные участки Нижнеднепровск — Новомосковск, Нижнеднепровск — Синельникове — Запорожье, Синельникове — Павлоград, Павлоград — Лозовая, Новомосковск — Константиноград, Константиноград — Лозовая, Запорожье — Федоровка;
29-я железнодорожная бригада: Николаев — Херсон, Николаев — Снегиревка — Апостолово, Херсон — Снегиревка, Запорожье — Мелитополь — Юрцино, Цюрупинск — Армянск.
Под натиском превосходящих сил противника наши войска отходили в глубь страны. Много раз бойцы взвода Моисеенко действовали в сложной боевой обстановке, но всегда справлялись с выполнением заданий командования. В начале октября 1941 года лейтенанту Моисеенко в районе станций Верхнетокмак 1 и 2 (Запорожская область) был дан приказ пропустить через станции все поезда с ценными грузами, отправить все составы и паровозы, а после отхода наших частей разрушить главные объекты станций и железнодорожные пути на перегоне Верхнетокмак - Бельменка.
Взвод остался один на один с наступающими фашистскими войсками. Выполнив задание командования, отступил в числе последних. Аналогичное задание бойцы взвода лейтенанта Моисеенко в конце октября 1941 года выполняли и на станции Сталино, отходили в числе последних, и так в течение года через донские и кубанские степи в предгорьях Кавказа...
1941 г., 4 октября.
Сержант В.П. Мирошниченко, выполняя приказ по заграждению железнодорожного участка Рославль-Фаянсовая, ценой собственной жизни взорвал мост через реку Снопоть. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
1941 г., октябрь.
Железнодорожными войсками (5,13,27-я железнодорожные бригады) произведено минирование Харьковского узла и прилегающих участков Харьков — Белгород, Харьков — Готня и Готня — Белгород. Было установлено более 1300 мин замедленного и мгновенного действия.
В журналах боевых действий 4-й танковой группы немецкой армии в конце октября 1941 года было записано:“Мосты через каждую речку, которую должны форсировать немецкие соединения, взлетают на воздух, как только появляется первый немецкий танк...”
В многотомном издании “Вермахт в войне”, вышедшем в Гамбурге в 1980 году, отмечается, что в 1941—1942 гг. наибольшие затруднения в “восточной кампании” немцы испытывали при восстановлении железнодорожных мостов через реки Нарву, Днепр у Киева, Кременчуга, Днепропетровска и Запорожья.
Восстановление железнодорожного пути после налета фашистской авиации
Январь 1942 года. Ответ на запрос мамы о местонахождении отца
В дневнике одного убитого немецкого офицера была обнаружена запись: “Самое страшное представляют мины на железной дороге, где крушение только одного поезда на участке (...) вызывало гибель более 100 человек...”
Середина 1942 года.Получив эту фотографию с письмом от отца мама успокоилась.Ведь почти год не было никаких сведений о части где служил отец.
Генерал Гудериан в статье “Опыт войны в России” признал, что немецкие войска не могли справиться с восстановлением железных дорог и им не удавалось захватывать советский подвижной состав. Поэтому в критические для немцев дни сражения под Москвой группа армий “ Центр” могла продвигать вместо требующихся 70 эшелонов в сутки только 23.
С 25 июля по 5 августа 1942 года войска фронта вели тяжелые оборонительные бои в нижнем течении Дона, а затем на ставропольском и краснодарском направлениях.
В августе-сентябре 1942 года войска фронта провели Армавиро-Майкопскую и Новороссийскую операции, не допустив прорыва противника вдоль Черноморского побережья в Закавказье.
4 сентября 1942 года на основании директивы Ставки ВГК от 1 сентября 1942 года Северо-Кавказский фронт преобразован в Черноморскую группу войск Закавказского фронта.
С декабря 1942 года, начала наступательных операций войск Закавказского фронта по освобождению Северного Кавказа, Ставрополя и Кубани, путевая рота капитана Г.П. Моисеенко перешла на восстановительные работы, продвигаясь на Запад тем же знакомым путем -от Северного Кавказа, через Дон и родной для командира Донбасс
Героический труд вложен бойцами роты под руководством своего командира при выполнении задания командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии Ф.И. Толбухина, Личный состав путевой рога подвергался обстрелу и бомбардировкам, работал круглосуточно и в кратчайший срок ввел в строй железнодорожный узел станции Мелитополь, обеспечивавший перевозки грузов для войск фронта в наступлении, Заслуги всех бойцов и командиров роты были отмечены командованием вручением боевых орденов и медалей.
Вновь сформирован в мае 1942 года на базе Закавказского ВО. В ходе Битвы за Кавказ 1942-43 гг. в августе — декабре 1942 года войска фронта провели Моздокско — Малгобекскую, Нальчикско — Орджоникидзевскую, Новороссийскую и Туапсинскую операции, в ходе которых во взаимодействии сЧерноморским флотом и Азовской военной флотилией остановили наступление противника и подготовились к переходу в наступление.
3 января 1943 года Закавказский фронт перешёл в наступление Северной группой войск на нальчикско-ставропольском направлении, а 11-16 января Черноморской группой войск — на Краснодар и Новороссийск. 24 января 1943 года Северная группа войск преобразована в Северо-Кавказский фронт
1943 г., 3 января.
С освобождением города и станции Моздок и участка Галюгаевский — Моздок, УВВР-20 начато восстановление железных дорог Северного Кавказа.
Бойцы-железнодорожники восстанавливают железнодорожний путь
1943 г., февраль.
Утверждены новые штаты типовой железнодорожной бригады. В состав бригады входили:
управление бригады;
4 путевых батальона;
1 мостовой батальон;
1 батальон механизации;
1 эксплуатационная рота. Позднее в состав бригады была введена рота, а затем батальон восстановления связи, в состав батальона механизации включена рота водоснабжения
1943 год
Наградной лист 18.10.1943 года
Справка к приказу о награждении орденом «Красная звезда»
1943 г., 17 октября.
Части Железнодорожных войск и формирования НКПС, входящие в УВВР-3, закончили восстановление основных железнодорожных направлений 1-го Украинского фронта до реки Днепр, т.е. вплотную до линии фронта.
1943 г., 7—20 ноября.
С уникальными темпами за 13 суток воинами-железнодорожниками, под руководством генерала Кабанова П.А., построен деревянно-металлический мост длиной 1059 пог. м через реку Днепр у Киева.Впервые в мировой практике железнодорожного мостостроения темп строительства моста составил 81,5 пог. м в сутки.
В ходе стратегического наступления на Правобережной Украине 1943—1944 гг. они своим правым крылом в январе-феврале 1944 г. участвовали вНикопольско-Криворожской операции . Во взаимодействии с 3-м Украинским фронтом ликвидировали никопольский плацдарм противника на Днепре.
В апреле-мае 1944 г. войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией осуществили Крымскую стратегическую операцию, разгромив почти 200-тысячную группировку противника и освободив Крым.
1944 г., январь.
Железнодорожные части 1-го Украинского фронта восстановили в срок следующие участки: Фастов — Житомир, Фастов — Казатин, Фастов — Белая Церковь, Коростень — Новоград-Волынский, Коросгень — Олевск, Житомир — Новоград-Волынский, Житомир — Бердичев — Казатин
1944 г., январь — май.
Железнодорожными войсками и спецформированиями НКПС 1, 2 и 3-го Украинских фронтов было восстановлено около 7000 км железных дорог.
В период подготовки к летнему наступлению Красной Армии воины-железнодорожники восстанавливали железнодорожные пути в три раза, а средние мосты — более чем в два раза быстрее по сравнению с 1942 г. С началом восстановительных работ до июня 1944 г. было введено в строй свыше 35 тыс. км железнодорожных линий, более 2,5 тыс. станций и разъездов, более 5,5 тыс. мостов и труб, сотни паровозных и вагонных депо.
1944 год
Разминирование железнодорожного переезда
1944 г., апрель.
С большими трудностями воины Железнодорожных войск восстановили Одесский железнодорожный узел и участок Одесса — Сербка. 1 мая в Одессу прибыл первый поезд.
В период подготовки Крымской операции воины-железнодорожники 1 -и гвардейской и 29-й железнодорожной бригады УВВР-20 завершили строительство обходного моста через Днепр у Запорожья, а большинство железнодорожных частей спецформирований УВВР-12 находились на строительстве моста через Керченский пролив.
В ходе Белорусской стратегической операции 24—29 июня 1944 года войска фронта провели Бобруйскую операцию, в результате которой окружили и уничтожили более 6 дивизий противника. С 29 июня по 4 июля 1-й Белорусский фронт частью сил участвовал в проведении Минской операции. С 18 июля по 2 августа войска фронта провели Люблин-Брестскую операцию, в ходе которой форсировали Вислу, захватили на её левом берегу Магнушевский и Пулавский плацдармы, освободили города Брест, Седлец, Люблин.
В августе — декабре войска фронта вели боевые действия по удержанию и расширению плацдармов на Висле и готовились к зимнему наступлению. С 14 января по 3 февраля 1945 года, участвуя в Висло-Одерской стратегической операции, провели Варшавско-Познанскую операцию и, освободив центральную часть Польши с Варшавой, вышли на Одер, захватив на левом берегу реки плацдарм севернее и южнее Кюстрина.
10 февраля — 4 апреля войска правого крыла фронта, участвуя в Восточно-Померанской стратегической операции, освободили северную часть Польши. Одновременно велись боевые действия по удержанию и расширению плацдармов на Одере.
16 апреля — 8 мая фронт участвовал в проведении Берлинской стратегической операции, в ходе которой войска фронта во взаимодействии с войсками 1-го Украинского и при содействии войск 2-го Белорусского фронтов штурмом овладели столицей Германии — Берлином.
Таким образом, для военных железнодорожников 1944 год был годом особого напряженного труда. Следуя вплотную за наступающими частями Красной Армии, подчас подвергаясь жестоким артиллерийским обстрелам и налетам фашистской авиации, воины-железнодорожники первыми открывали движение на освобожденных от врага участках железных дорог.
Германия.Город Лансберг.18 марта 1945 года.
Германия.Город Лансберг.18 марта 1945 года.Командный состав батальона
На пути к Берлину
Командир восстановительного батальона каптан Г.П.Моисеенко (в центре)
1945 г., 15 января—16 апреля.
Восстановлено: на 1-м Белорусском фронте — 3250 км железнодорожных путей и 92 моста общей длиной 4,5 км; на 1 -м Украинском — 4360 км пути и 279 мостов длиной 7,7 км; на 2-м Белорусском — 3 200 км пути. К этому времени три фронта имели железнодорожную сеть общей протяженностью 11 000 км. На главных направлениях по решению ГКО велось восстановление путей на союзную колею.
Немецкий путеразрушитель «Крюк» захваченный у врага нашими воинами
1945 г., 25 апреля.
Восстановлена 80-км линия Кюстрин — Берлин, открылось движение поездов до станции Берлин-Лихтенберг. Впервые в ходе проведения крупных наступательных операций Великой Отечественной войны поезд вошел в город одновременно с наступающими войсками.
Прибытие первого поезда в Берлин по линии восстановленной воинами 29-й железнодорожной бригады
Резолюция командующего войсками 1-го Белорусского фронта Маршала Жукова на докладе о прибытии первого поезда в Берлин
25 апреля 1945 г. в 18 часов, в самый разгар боев, воины 29-й отдельной железнодорожной бригады привели первый поезд в Берлин — станция Лихтенберг (командир железнодорожной бригады — генерал-майор технических войск В.И.Рогатко, машинист — старший сержант А.Е.Лесников).
Берлин 5 мая 1945 года
Берлин 5 мая 1945 года
Западенко Петр Аврамович
С июня 1941 года по июль 1942 года Южный фронт. Июль-август 1942 года Северокавказский фронт. Август 1942-январь 1943 Закавказский фронт. Январь 1943-май 1945 4-й и 3-й украинские,1-й белорусский фронты…Великая Отечественная война закончилась.Отец продолжает служить.
1949 год. Город Вязьма. Начальник финансового довольствия 34 отдельного батальона механизации железнодорожных работ майор Западенко Петр Аврамович.
Когда умрет солдат последний
Освободительной войны,
Все так же будет звон к обедне
без благодатной тишины.
И буднично, и деловито
опустят гроб в замшелый грунт,
а на поминках несердито
Солдата чаркой помянут.
Что видел он, освободитель,
вершитель судеб всей земли?
На кухне проржавел смеситель,
и газа в дом не провели...
И туалет сколочен наспех,
из грубых досок во дворе.
Забор кривой, как курам на смех.
А голова вся в серебре
дрожит, трясется мелкой дрожью,
воспоминаний плен настиг -
в разведку утром по промерзшей
земле ползет он, не старик...
Так, в мыслях молодым и юным
заснул Солдат наш вечным сном,
и не был быт его угрюмым,
в мечте он жил последним днем.
Помянем старого Солдата!
Прости, что не смогли отдать
тот долг, что нам вручил когда-то
ты с жизнью, что дарила мать.
Прости, не до тебя нам было,
Прости, что не смогли сберечь.
И сердце намертво застыло
теперь у нас. Все. Точка. Речь
мы не о том ведем, не знаем,
что говорить в такой момент,
когда навечно провожаем
того, кто помнил залп Побед.
Марзия Габдулганиева
Вернуться в раздел Леонид Западенко
|
|
|
|
|
Комментарии
Чт, 31 мая 2018, 16:45:17 Ответить
Пн, 23 окт. 2017, 10:57:11 Ответить
Сб, 14 нояб. 2015, 13:03:50 Ответить
Пн, 13 апр. 2020, 15:52:14 Ответить