Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
ГОРЯЧАЯ ВОДА
Горячая вода хуже гасит огонь, чем холодная.
Вода гасит огонь косвенно - посредством образования водяного пара, возникающего при контакте воды с огнем. Пар окутывает источник пламени, препятствует подаче кислорода, и пламя затухает. Если вода предварительно оказалась нагретой, она скорее обратится в пар и, таким образом, скорее будет способствовать тушению пожара.
ГОСУДАРСТВО - ЭТО Я
"L 'etat с 'est moi" - "Государство - это я".
Король-солнце Людовик XIV говорил много разных слов, но только не эти. Так утверждает его биограф Сибург. Хотя, конечно же, при Людовике XIV абсолютизм французских монархов, о котором так пекся Ришелье, достиг своего апогея. Здесь вступает в действие та же логика, о которой мы будем говорить, вспоминая Марию-Антуанетту, - эти слова он мог бы сказать.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Большой государственный долг ложится бременем на экономику.
Совершенно неправильно то, что долги считаются бременем для народного хозяйства. На самом деле, если бы никто не делал долгов, никто не мог бы ожидать превышения доходов над расходами: ни государство, ни частные предприниматели. Дефицит у одного – прибавление доходов другого. Если никто не тратит денег больше, чем получает, не приходится ожидать, что у кого-нибудь возникнет прибыль.
Частные хозяйства экономят в Федеративной Республике Германии в год более 100 миллиардов марок. Мы гордимся этим - именно такой суммой определяется превышение доходов над расходами. Однако многие не задумываются над тем, что из этого следует.
Ведь такое превышение должно быть каким-то образом компенсировано - начинается поиск возможности одолжить деньги (которые, конечно, когда-нибудь будут возвращены). Конечно же, следует не без подозрений относиться к государству, которое расходует много денег. Но не забудем, что если государство перестанет делать долги, многие бюргеры окажутся в дураках.
Большой государственный долг - обуза для будущих поколений.
Как мы уже говорили, сам по себе государственный долг не так уж плох. Не является он автоматически и обузой для будущих поколений, как полагают многие. Те же дети, которые получают в наследство наши долги, наследуют и наше достояние. Большой государственный долг означает, в частности, что это превышение расходов над доходами осело в фирмах, частных хозяйствах. Сумма долгов по определению равна сумме полученного.
Весьма значительные состояния частных лиц в Германии были бы невозможны без партнера, который оказался должником. Ведь это две стороны одной медали. Если мы прочтем в газетах, что государственный долг Германии в пересчете на одного жителя составляет более 3 тысяч марок, то, взглянув на это с другой стороны, можно считать, что каждый гражданин Германии имеет у государства счет в 3 тысячи марок. Если не учитывать внешний долг, справедливо предположить, что государство может залезать в долги как ему угодно - общая сумма долгов и расходов окажется равной нулю.
Если госпожа Майер одалживает мужу 500 марок на сенокосилку, деньги остаются в семье. Так же обстоит дело и с государством. Таким образом, влияние большого государственного долга на будущие поколения выражается в перераспределении, но не между настоящим и будущим, а между теми, кто платит налоги, и теми, кто владеет государственными ценными бумагами. Выигрывают последние.
Конечно, государственный долг может повлиять на наших детей. Это относится к случаю, когда деньги .были израсходованы неправильно и направлены не в те отрасли экономики, которые в будущем окажутся наиболее перспективными. Но все же отрицательное влияние государственного долга совсем не так страшно, как многие себе это представляют.
Вернуться в раздел Мы ошибаемся думая...