|
...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Разговор по телефону - Шел мимо и увидел объявление о продаже квартиры. Адрес улица Подольская дом 54\1 во дворе поликлиники. Старый дом пятидесятых годов постройки, двухэтажный, один подъезд на четыре квартиры находится в центре города. В доме наверное раньше жили старики, ну и соответствующий ремонт в нем.По сравнению с квартирами в новых домах стоимость на треть меньше, это при том, что место у дома очень хорошее. Стоит ли покупать квартиру в этом доме?
- Ну ты хоть зашел посмотреть?
- Честно говоря квартира очень понравилась, светлая, удобное расположение дома, тихий двор.Только планировка кухни и туалета с ванной дурная.
- Но кто потом будет платить за бесчисленные ремонты и доработки…плюс к тому, если дом тесно связан с деревом, то в нем (в дереве) можно найти много живности, зачастую, оно тебе надо?
Впрочем, если есть место для стоянки, хороший двор, вид из окна разумеется нужно купить.Если сможешь сформировать новый набор жильцов-появятся новые перспективы.Дай дому сервис, и он переживет еще не один режим. В Париже сотни лет деревянные перекрытия стоят и ничего…
- Да, если есть деньги на смену всех коммуникаций (вода, канализация, электропроводка) в доме, на перепланировку и на капитальный ремонт квартиры то покупай….
Это мой дом. Часть вторая
В июне 1961 года, наша семья переехала на постоянное место жительства в город Хмельницкий, но это уже совсем другая история.Так в мае 1961 года я распрощался с 35 школой города Львова. (Жизнь как сон)
Последняя фотография сделана весной 1961 года, недалеко от нашего дома на площади Воссоединения во Львове.
Нашему переезду предшествовало много хлопот. Почти полтора года отец ездил в Хмельницкий. Сначала он как военнослужащий, участник войны пытался получить участок под строительство дома, а когда это не получилось то искал квартиру для обмена.
После окончания четвертого класса меня перевели в другой класс. В школе практиковали обучение детей на разных языка. Начиная с пятого класса в моем привычном и любимом 5-м В должны были учить немецкий язык, а в Хмельницком единственная школа в которой преподавали немецкий язык была школа № 15,и находилась она далеко от нашего предполагаемого места жительства.
В ближайшей школе №16 преподавали английский язык. Так что я был переведен в новый коллектив. Правда, сколько не учил английский, так выше оценки в три балла никогда не поднялся.
Наконец отец нашел человека, который согласился поменяться своей квартирой и переехать во Львов. Документы на обмен были оформлены, вещи постепенно упаковывались, и после окончания 5-го класса в мае 1961 года за нами на полуторке приехал из Хмельницкого мамин родной брат дядя Толя.
Пришлось кое-что дорисовать…
Утром погрузив вещи в кузов машины и попрощавшись с соседями и друзьями мы с мамой сели в деревянную кабину полуторки ,дядя Толя завел машину и мы тронулись вперед к новой жизни. Папа с Валентином уехали из Львова на поезде.
Львов. Лето 1967 года. Галицкая площадь
Мы уезжали в другой мир, мир провинциального городка со своим укладом и нравами. Вряд ли в настоящее время такое возможно. Практически все стремятся вырваться из провинции в большой город. Правда таким городом может сталь и районный центр (это если ты живешь в селе).
Но родители пошли на обмен сознательно. Во Львове на одну пенсию отца было трудно жить, а в Хмельницком и продуктов было больше и стоили они дешевле, да и родственники были….
Въезд в Хмельницкий со стороны Львова. 1964 год проселочная дорога
На том же месте. Юго-Западный район Львовское шоссе 2011 год. Прошло 50 лет.
Железнодорожный переезд при въезде в Хмельницкий со стороны Львова. Конец 50-х годов
Фильштынский переезд 2011 год
Улица Каменецкая, конец 50-х годов. Грузовых машин было в городе немного, так что возможно на фотографии автомашина дяди Толи.
Улица Каменецкая 2011 год
Улица Карла Маркса. Снимают брусчатку и кладут асфальт. Конец 50-х годов
Улица Подольская (Карла Маркса) март 2012 года
Полуторка была старая и ехала не спеша. Практически выехав из Львова около 9-ти часов утра, до Хмельницкого мы добрались в 8-мь часов вечера. Папа с Валентином встречали нас во дворе дома.
Самое интересное и удивительное было то, что новые наши соседи приняли активное участие в помощи по переноске вещей в квартиру. Кое-что пришлось поднимать на веревках через окна. Лестница на второй этаж была крутая и узкая и поэтому никак не получалось поднять вещи по ней. Пройдут годы, и когда эти вещи выносились из дому, их спокойно снесли по лестнице. Но это произошло через 25 лет.
Я уже писал в каком интересном и необычном доме жила наша семья во Львове. Теперь просто необходимо немного описать дом, в котором мы жили в Хмельницком. Правда я сначала не знал, как же описать его историю и что он из себя представлял. Но нашелся мой сосед по дому живущий в настоящее время в Германии Алик Кравец. У него прекрасная память, помнит не только имена и фамилии всех наших друзей детства и соседей по кварталу, но и детали про строительство дома по адресу Карла Маркса 54\1.
Алик Кравец. Весна 2012 года. Разговор с Германией по скайпу
Постепенно появились и некоторые другие материалы. Это уже даже не история строительства, а предыстория…
… подарок от друзей, живущих в Америке Романа и Иды Шмойш.
Так вот по поводу соседей, знакомых и друзей
Таким мы увидели дом по адресу улица Карла Маркса 54\1 в далеком 1961 году
Алик Кравец
«…а ведь дом по К-Маркса 54\1,который находится в самом центре города, по случайному стечению обстоятельств выжил в этом кошмаре бесплановой застройки, является историческим зданием по отношению к нашему городу.
В 1956 году на партийном съезде была принята программа для организаций которые имеют прибыль. Эти предприятия могли строить дома (квартиры) для своих сотрудников.
Дом был построен для работников оптовой базы которая располагалась по соседству….Это первый дом (в Хмельницком)построенный по этой программе. Позже будут построены еще несколько одно подъездных двух этажных зданий, а затем будут строить трехэтажные одно подъездные дома, а затем будут строить высотки в складчину (кооперативные дома).
Первые дома были построены по одному проекту. Они отличаются от домов построенных по плану застройки так как это был «самострой».Это сегодня все понятно, а в то время это был огромный геморрой. Даже яму выкопать под фундамент, нужно было найти землекопов, составить договор, что бы в будущем не сесть на нары. Для нашего дома копали два землекопа, их почему то называли «кацапы», они были с длинными белыми бородами, и лопаты длинные, со сверкающим на солнце жалом лопат см.40 или 50 длины, и ширины см.20.
А как красиво они копали, и как красиво укладывали выкопанную землю. Я бы мог долго стоять и смотреть, но мне было, от горшка два вершка, сегодня такую кроху без поводка и пастуха на улицу не отправляют. А Саша Босенко с Васькой (друзья детства)уже на пляж намылились, а мне надо было два двухметровых забора перепрыгнуть.
Помню, на них были рубашки косоворотки с пояском. И что интересно, они были чистыми, и от них не воняло, как от некоторых сегодня, даже молодых. Стены, печку, штукатурку и крышу в нашем доме делали они, но разные люди или бригады.
Стройматериалы надо было искать, поэтому у нас блоки (белые блоки из каменец-подольского ракушечника),а перекрытия деревянные. Но это был толчок к освоению денег через строительство. И первый блин оказался удачным.Дом был сдан к 7-му ноября 1958 года. Так было тогда, все к праздникам и юбилейным датам.Дом был на четыре квартиры, а жило шесть семей (на первом этаже жило четыре семьи работников базы).
Приходя с работы, все что-то готовили, а потом собирались вместе за столом в беседке и каждый приносил то, что было. Хватало всем и нам детям тоже. А в конце всегда пели.
На фотографии моя мама (Клавдия Кравец), тетя Ида, Надя Хоптяр, Лена Кривцова, Кривцов и мой папа (Михаил Кравец). До последнего жили дружно, хотя всякое бывало, но ненадолго, так поговорить.
Май 1959 года. Все идут на демонстрацию.
До переезда семьи Лени Западенко, в нашем доме жила семья Симановских. Мы звали ее тетя Муся. У нее был сын от первого брака, народный художник Украины. Она стоит слева. В центре моя мама Кравец Клавдия Александровна.
Семья Симановских была большая. Борис, Муся и дети Алла, Руслан, Нона, а самый младший родился уже во Львове. Жили они в квартире на площади Воссоединения 14, там где раньше жила семья Западенко. Это центр города, во дворе дома была колхозная гостиница. Неподалеку находился костел, где играл в те годы орган, а чуть дальше оперный театр»
В 1961 году наш дом, был по комфорту лучшим новым домом среди домов стоящих по соседству. Двухэтажный, и что самое главное в квартирах были ванна и туалет. В ванне стоял большой черный титан, который нагревался от газовой горелки. Печки были кафельные, и зимой когда топили, в комнатах было даже жарко.
А наши друзья и подруги в домах по соседству, жили совсем в других условиях….
Двор по улице Карла Маркса между 75 и 77 домами. Отец и бабушка Нелли и Фиры Чипек
Алик Кравец
«Сегодня я смотрю на эту фотографию и мне дико, в каких условиях тогда жили люди, а тогда мы этого не замечали, ходили друг к другу в гости, а большую часть времени проводили на улице.Да, я думаю, на улице было лучше чем в квартире, да и купаться многие ходили под мост, в домах ванны с душем не было…
Труба под мостом была сделана так, чтобы заправлялись городские поливальные машины….Место под трубой никогда не пустовало, моржи купались даже зимой.
Еще один двор по соседству
Тетя Цариля (Царилия Иосифовна Западенко)
Улицу Карла Маркса заасфальтировали в 1960 году, а затем и все дворы и дорожки. На заборе нашего дома рос дикий виноград, а возраст деревьев вокруг три-четыре года.58-й дом мы видим что он уже после кап.ремонта и еще нет палисадника. Это снято осенью 1963 года.
Дом, что спереди номер 58-первая дверь жила семья Шмойш, дальше жила другая семья у них вроде родился сын Павлик. Справа за забором жила семья летчика, у них была дочка.
Белый дом с двумя окнами. Слева жил Еська он закончил МГУ, а справа, как идти на площадку была такая веранда из винограда, жила Бела с родителями, как раз напротив Зисмана…
1965 год. Моя мама (Клавдия Александровна) наводит чистоту.
Дорожка ведет от нашего дома на улицу Карла Маркса. По улице едет автобус и перекрывает вход во двор Васи Денисюка, и не видно дом Тымчака и Босенко. Справа дом 56 огороженный забором из дикого винограда. Слева виден забор дома Назаровых.
Двор нашего дома 1959 год, через некоторое время на этом месте будет стоять беседка.
Год 1965-й. Трус не играет в хоккей
Самодельная клюшка и я на фоне своего дома. Слева дом Юры Котляренко, у него дед был слепой. Он плел сетки и авоськи для артели. На улице, возле двери их квартиры всегда стояло радио, и этот дедушка всегда его слушал.
Весенние каникулы 1965 года
На другой стороне улицы Карла Маркса, снег уже сошел и девочки играли в классики. А в нашем дворе еще лежал снег. Когда друзья подъехали я куда-то шел с фотоаппаратом, а только хотел их сфотографировать подбежал Валера. Получилась фотография друзей на фоне моего дома.
Слева направо: Василий Денисюк, Толик Моргун, Валера Кеуш и Александр Босенко.
В квартире семьи Кравец. Клавдия Александровна принимает гостей.
Вот такой интересный дом. А ведь это один из тысяч домов города. Но почему то о других домах их жители не писали и не пишут. Ну и пусть, это их личное дело.
А у меня появилось очень много нового. Квартира, среда обитания, друзья и просто новые знакомые. И 1-го сентября я пошел в 16-ю школу в 6-й класс. Правда в силу характера и воспитания так и не смог до конца школы влиться ни в один классный коллектив, потому что был и остаюсь жутким индивидуалистом. А жаль. Уж очень интересные были ребята и коллективы.
Ну, об этом можно только теперь пожалеть. Но мне не было скучно, друзьями стали хорошие книжки. Хорошо, что у нас в городе их было проще купить. Но хватит о себе, ведь пишу о доме, хотя нужно писать одновременно и о себе.
Актовый зал школы № 16. 1962 год. Мой сосед по парте с подозрением смотрит на фотографа
Учу уроки. В нарукавниках
Что интересно. Уроки учил, вроде нормально, а начал учиться на тройки. Так и окончил школу с аттестатом, в котором была одна пятерка по поведению.
Делаю из лодки вездеход с мотором
Соседи по дому и близлежащим дворам где-то бегали, играли в футбол или катались на велосипедах, а я в это время сидел дома. Когда надоедает читать (это было практически очень редко) то начинал что-то мастерить. Правда, из этого мало что толкового получалось. Но со временем научился.
Зима во дворе дома. На заднем плане дома по улице Карла Маркса
Зимой было еще одно развлечение - лыжи. Но одному все-таки было скучновато. А в компании почему-то не принимали.
Дом соседей
По соседству на детской площадке
С соседом играем в шахматы
На улице. Ждут мусорную машину
Дома. Папа читает свежие газеты. Каждый день все выходящие газеты…
Улица Розы Люксембург
Взрослые, во всех дворах составляли пары игроков и играли в домино. Если не было дождя, то с ранней весны до поздней осени во дворах было слышно стук костяшек домино. Играли до поздней ночи, даже при свете фонарей.
Папа вечером идет домой после игры в домино
Взрослые играют в домино
Потом, когда соседей расселили в другие районы города, во дворах постепенно прекратилось это увлечение, и остался у папы один постоянный напарник - мама. Долгими вечерами они, если не смотрели телевизор, играли в домино.
Вдвоем с мамой
Внучка пришла в гости
Хорошо было. Я уже окончил школу, и пошел работать на радиозавод. Но постепенно времена изменились, на строящихся заводах нужны были рабочие руки, и в городе развернулось интенсивное строительство новых жилых домов в центральных районах города. Добрались и до нашего квартала.
По новому плану города на месте наших домов начали строить новую городскую поликлинику. Одноэтажные дома соседей снесли, а наш дом огородили со стороны строительства забором и оставили на месте. Когда забивали сваи под строительство поликлиники дом трясся (хорошо что не дал трещину). Затем, со стороны улицы подняли и заасфальтировали тротуар и получилось, что наш дом оказался за городской поликлиникой в рукотворной яме.
Вроде все было нормально. Мы все продолжали жить. Но когда отец через несколько лет обратился в горисполком с просьбой об улучшении жилищных условий, оказалось, что по документам города нашего дома давно не существует. Дом при строительстве горполиклиники, тоже должны были снести. Он попадал в черту застройки. Но четыре квартиры, в которые нас должны были переселить, кому-то понадобились больше, их продали и о жителях нашего дома спокойно забыли.
И сколько отец не писал заявления и просьбы об переселении в новую квартиру в разные ветеранские организации, все они возвращались в город на усмотрение городских властей и приходила бумага с резолюцией «В вашем обращении отказано». Правда после того как по соседству была построена девятиэтажна для номенклатурных работников от нее провели линию водопровода к дому. Так и жили. За это время я успел перейти работать на другой завод, окончить техникум и жениться.
Родители так и остались в старой квартире. Правда, я жил по соседству, всего через два квартала. Но это уже было не то - работа, семья, новые заботы. И к родителям уже приходил вроде как в гости. А во дворе дома устроили автостоянку, и двор превратился в проходной. Постепенно жители дома умерли, их дети уехали, а дом так и остался стоять на том-же месте, но уже по улице Подольской.
1970 Год. Уже строиться поликлиника, упал забор ограждения, но у нас чисто во дворе. На фото я ( Алик Кравец)
А вообще-то, по прошествии времени глядя на наш дом, поневоле думаешь, ну чего же он такого особенного из себя представлял, а уж теперь совсем не на что смотреть.
Весна 2012 года. Раннее утро.
Алик Кравец в конце 90-х годов продал квартиру и новый владелец начав ремонт, заложил окно на фасаде дома и так все и бросил. В таком виде дом стоит более 20-ти лет.
Подольская 54\1
До строительства новой 16-ти этажки мимо окон ездили еще и машины. А окно в спальне квартиры Кравцев тоже заложено.
Сараи хоть и забитые, но еще держатся
В коридоре дома. Квартиры № 1 и 2 . Жили семьи Хоптяр и Кривцова. На второй этаж ведет крутая деревянная лестница.
В коридоре небольшой подвал. Можно залезть только одному человеку, вдвоем уже не развернуться.
Деревянная площадка в коридоре между первым и вторым этажом. Лестница поворачивает на 180 градусов.
Квартира № 3 и 4
Жила семья Кравец (новые владельцы так и не поменяли входную дверь, стоит с основания дома) и семья Западенко. Здесь новая металлическая дверь, но квартире уже второй владелец. Предыдущий владелец срочно продал квартиру, после того как в нижней квартире квартиранты взорвали газовую печку.
На чердак дома можно попасть только по приставной лестнице
Нас с Аликом уже нет в этом доме более 25 лет, а ящики для писем так и висят, фамилия Кравец, написанная рукой папы Алика, до сих по видна на ящике.
Правда вход в дом немного облагорожен, ступени покрыты мраморной плиткой, поставлена новая металлическая дверь и повешена мемориальная табличка следующего содержания…
Так сказать для исторической памяти и в назидание потомкам.
Когда мы въехали в этот дом в 1961 году он был самым высоким и красивым домом на нашем квартале. Теперь он стал маленьким и невзрачным. Уменьшался он в геометрической прогрессии со знаком минус. Рядом были построены 4-х этажное здание горполиклиники, 9-ти этажное здание номенклатурного дома, 16-ти этажное недостроенное здание неизвестного предназначения.
Трудно сказать что дальше будет, во всяком случае перед домом уже начинается какое-то новое строительство.
По прикидкам и темпам строительства, предполагаю, что это уже будет 32-этажное самое красивое и элитное здание города Хмельницкого.
Что тут еще можно сказать. О нашем старом доме, о времени в которое мы родились выросли и прожили. Алик в одной дискуссии написал
«…духовная нищета это образ человека, который смотрит на мир и видит только черный цвет, в лучшем случае серый. Прочтите Булгакова, он очень хорошо описывает, с чего начинается разруха.
Хочу сказать, что в то время люди верили, что в будущем будет лучше, пусть не им, а нам их детям. Нам рожденным после войны отдавалась любовь не только наших родителей, но и всех людей которые нас окружали. Нам давали то, что наши родители не доиграли, недоели, все просто дарили нам радость настоящего детства.
Мы никогда не были нищими, мы все были просто бедными, но нам всего хватало, наши родители покупали нам что надо, и мы за это им благодарны. Они остались с нами навсегда в наших сердцах.»
Ну вот пожалуй все что хотел сказать на этот раз. Но это тоже еще не конец. Со временем появится и материал, который будет называться приблизительно «Дом 3 или последнее пристанище»
г.Хмельницкий июль 2012 года
После написанного
В гости приехал Алик Кравец. Посетили наш старый дом, так сказать попрощались с тем временем и с людьми которые в течении ряда лет жили рядом с нами даря нам свою любовь и ласку. А дом? Стоит….значит судьба его такая.
Сколько раз мы мечтали в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей. В эти стены вглядеться, в этот тополь сухой, отыскать свое детство за чердачной стрехой. Вот стоим и не верим многолетней мечте: просто двери как двери. Неужели же те? Просто чье-то жилище, старый розовый дом. Больше, лучше и чище то, что знаем о нем. Вот ведь что оказалось: на родной стороне ничего не осталось, - все в тебе и во мне. Зря стоим мы у окон в тихой улочке той: дом - покинутый кокон, дом - навеки пустой.
Вернуться в раздел Леонид Западенко
|
|
|
|
|
Комментарии
Вс, 02 сент. 2012, 19:14:18 Ответить
Вс, 02 сент. 2012, 13:25:59 Ответить
Вс, 02 сент. 2012, 13:35:59 Ответить