|
...Относись к людям так, как хочешь, что бы они относились к тебе. Следовать этому правилу трудно, но можно. Пусть создание этого раздела, будет моей маленькой благодарностью человеку, который замечательно пишет, помогает и надеюсь, что будет помогать нашему сайту. Порядочный и честный, с чувством юмора и не простой судьбой...
Вы можете присоединиться ко мне в социальных сетях
Часть первая
Города не выбирают, в них живут и умирают. Так уж распорядилась судьба что мои предки родились, жили и умерли в небольшом подольском городке на границе Российской империи под названием Проскуров (Хмельницкий).
Некоторые историки утверждают, что город Хмельницкий имеет почти 600-летнюю историю и ведет свою родословную от небольшого поселения Плоскиров или Плоскировцы, как сказано «Точная дата основания города не известна, однако установлено…»
Ну что ж пусть будет 600 лет (хотя можно было-бы и увеличить эту цифру, тем более, что поселения в этой местности были еще во времена Великой Скифии….
Но мы не будем уподобляться некоторым историкам пытающимся представить на суд изумленных читателей новую трактовку исторической датировки древней истории, а спокойно вернемся уже к известным датам и событиям минувшего. В первой половине 15-го века Подолье стало ареной жестоких и кровавых споров между литовскими князьями и польским королевством.
Польша в этом споре оказалась более убедительной, и в результате часть Подолья, включая Побужье перешла под власть Польской Короны.
Победители на радостях начали делить новые присоединенные земли и польский король Владислав ІІ Ягайло в 1431 г. предоставил верной шляхте привилегии на новые подольские владения. Среди населенных пунктов, которые упоминаются в документах королевской канцелярии от того года, записано поселение под названием Плоскировцы и соответствующая этому запись:
10 февраля в 1431 г. в городе Сопоте король Владислав ІІ Ягайло записывает Яну Чанстуловскому 100 гривен на владение «селами Голисин и Плоскировцы на реке Бог в Летичивскому уезде Подольской земли».
Само «дарование» новых земель могло выглядеть так как на картине Яна Матейко
Король Польши Владислав III (1434-1444 гг.)
В годы его правления правления находится упоминание – подтверждение права на владение поселением, которое уже названо как Плоскиров.
В те годы Плоскиров был небольшим населенным пунктом о чем записано в документе “Реестр дымов Подольского воеводства 1493 г.” где сообщалось о наличии в поселении всего 7 дымов, то есть дворов.
В середине XV века Плоскиров вошел в состав имений давнего и самого зажиточного на Подолье рода Бедрихов.Хозяином Плоскирова стал Николай Бедрих (он известен как первый каменецкий кастелян - смотритель замка или костела)
Около трехсот лет Плоскиров входивший в состав польского государства имеет статус местечка и является центром плоскировского староства.
В местечке появляются цеха, развиваются ремесла и торговля, проводятся ярмарки. Численность жителей его не превышала 2-3 тысячи, а иногда, во время и после нападений захватчиков, местечко вообще опустошается и на это место переселялись жители из владений польской шляхты..
Во второй половине XVI века местечком Плоскировов переходит во владения известной благородной семья Влодеков. Одним из этой семьи и был хорунжий и каменецкий староста Мацей Влодек – известный в то время в польском королевстве военачальник. От него Плоскиров перешел к сыну Станиславу – будущему белзкому воеводе и галицкому и коломийскому старосте.
В XVІІ – XVIІІ веках Плоскиров находился во владении одного из самой известных родов Речи Посполитой – Замойских. В разные годы местечком владели Томаш Замойский – известный военачальник, и Анжей Замойский – большой коронный канцлер.
Элементы их родового герба, известного под названием “Елита”, нашли отображение в гербе города – “на голубом поле три скрещенных стрелы, средняя острием к низу, а две крайние – острием вверх”.
Во время Освободительной войны украинского народа под руководством гетмана Богдана Хмельницкого Плоскиров и его околицы неоднократно оказывались в центре противодействия казацких и польских войск, и неоднократно подвергался опустошению.
После присоединения Подолья к Российской империи, 5 июля 1795 г. императорским указом была образована Подольская губерния. Один из уездов губернии стал называться Проскуровским, а его центром отмечен город Проскуров. Именно в этом императорском указе впервые встречается название Проскуров.
Интересно, что некоторое время два названия (Плоскиров и Проскуров) существовали одновременно, но с 1801 г. окончательно утвердилось новое – Проскуров, которое было созвучно слову “проскура” – так украинцы именуют хлебец, который употребляется в христианских обрядах.
Еврейское население в городке жило всегда,но после вхождения подолья в состав Российской империи и образования Подольской губернии эти земли автоматически попали в черту так называемой «Черты постоянной еврейской оседлости»
На карте западных и юго-западных губерний красной линией обозначена черта оседлости
Черта оседлости (Черта постоянной еврейской оседлости) — это граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям), за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленнымцехам,караимы.
Территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины 2 1791 года как территория России, где дозволялось селиться и торговать евреям. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда её восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли к Российской империи. Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки,поскольку в сельской местности проживание евреям также не дозволялось) значительной части Царства Польского,Литвы,Белоруссии,Бесса-рабии и части территории современной Украины ( южные губернии Российской империи).
Начало черте еврейской оседлости положено указом императрицы Екатерины 2 от 23 декабря 1791 года ( 3 января 1792), который был реакцией правительства империи на письмо витебского еврейского купца Цалки Файбишовича.
Указ давал разрешение евреям постоянно жительствовать наряду с Белоруссией, также в Новороссии — тогда недавно присоединённом к России регионе, и воспрещал запись в купечество, в частности, в Москве (чего и требовали русские купцы, опасавшиеся конкуренции). Исследователь истории еврейства в России Генрих Слиозберг отмечал, что указ Екатерины
1791 года был свидетельством того лишь, «что не сочли нужным сделать исключение для евреев: ограничение в праве передвижения и свободного избрания жительства существовало для всех, в значительной степени даже для дворян».
Окончательное юридическое оформление черте оседлости сообщило «Положение об устройстве евреев» , которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать. К губерниям, открытым для евреев присоединены Астраханская и Кавказская губернии (до 1835 года). «Положение» строго предписывало всем евреям записываться в одно из «состояний»: земледельцев, фабрикантов и ремесленников, купечеств,мещанство.
Даже временный выезд из черты оседлости для евреев был осложнён. Проживание евреев в соответствии с указом о черте оседлости разрешалось лишь в специально оговоренных городах и местечках, но не в сельской местности. Результатом этих ограничений, а также ограничений в выборе профессии, явилась чрезвычайная скученность еврейских ремесленников и их семейств в местечках в пределах черты.
Запрет не распространялся лишь на купцов первой гильдии (но только после 10-летнего пребывания в гильдии в пределах черты оседлости), лиц с высшим образованием, средний медицинский персонал; цеховых ремесленников и отставных нижних чинов, поступивших на службу по рекрутскому набору.
Поступление в первую гильдию было возможным при выполнении двух условий: получения промыслового свидетельства определенного разряда (на начало XX века оно стоило 500 рублей в год) и получения гильдейского свидетельства (на начало XX века стоило 75 рублей в год); ни фактическое занятие какой-либо промышленной или коммерческой деятельностью, ни согласие самой гильдии на вступление не требовались. Вступление в купечество первой гильдии по существу представляло возможность снять с себя ограничения в проживании при условии уплаты около 6000 рублей и десятилетнего ожидания, что было неприемлемо дорого для большинства евреев.
Существующие способы вырваться из черты оседлости — получить образования или приписаться к ремесленному цеху — были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880-х годов действовала процентная норма -допустимый максимум студентов-евреев (3 % в столицах, 5 % в прочих городах, 10 % в черте оседлости). Ремесленные цехи во всех городах черты оседлости, кроме Одессы, к 1880 году были распущены.
Понятие «черта оседлости» стало синонимом политики государственного антисемитизма, в особенности во второй половине 19-го века. Антисемитизм этот основывался на религиозной нетерпимости и, в большинстве случаев, не распространялся на крещеных евреев. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, полуофициальное отношение к евреям как к ограниченным в правах гражданам — всё это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой, — к радикализации людей, подпитывавших революционные организации и партии.
Фактически черта оседлости прекратила существование 19 августа 1915 года, когда управляющий Министерством внутренних дел разрешил, в виду чрезвычайных обстоятельств военного времени, проживание евреев в городских поселениях вне черты оседлости, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министров императорского двора и военного (то есть, дворцовых пригородов Санкт-Петербурга и всей прифронтовой полосы). Отмена черты оседлости не представляла собой смягчение политики по отношению к евреям; наоборот, значительная часть черты оседлости попала в прифронтовую зону, и правительство считало, что евреи, рассматриваемые им как неблагонадежный элемент, будут представлять меньшую опасность в других местностях.
Черта оседлости была отменена Временным правительством после Февральской революции, хотя фактически после начала Первой мировой войны около 500 000 евреев было насильственно выселено из прифронтовых северных губерний и переселено в другие губернии России, главным образом Екатеринославскую,Херсонскую,Подольскую.
В 1795 Проскурову присвоен статус уездного города Подольской губернии.
В 1796 утверждено описание герба г.Проскурова. По переписи населения 1797 года среди населения Проскурова, кроме хлеборобов, были "мастеровые" люди: портные - 2,ткачи - 8,бондари - 19,резчики - 79.
В городе ежегодно проходило 13 ярмарок. Действовали две мельницы, деревянный пивоваренный завод. Было 68 деревянных лавок. В Проскурове функционировала небольшая православная церковь и еврейская школа. Около 1800 года проскуровский уездный землемер Дятлов собрал самые старые из известных планов Проскурова. В них на реке Плоской обозначен остров Кемпа, соединенный с "материковой", центральной частью города длинным мостом. Эта центральная часть Проскурова «Старый город» окружена полосой, которой обозначены земляные валы, остатки старых городских крепостей. На плане была обозначена православная церковь, которую окружали деревянные и каменные лавки; еврейские дома и еврейское кладбище, огороды мещан. Показаны также почтовые пути в Каменец-Подольский и Летичев.
В 1801 году построен римско-католический костел св. Анны.
К 1806 году в Проскурове насчитывалось 487 домов, из которых только один был каменный. Появлось 7 каменных лавок и еще одна еврейская школа. Торг на базаре проходил еженедельно, по пятницам и воскресеньям. Количество ярмарок увеличивается до 14 в год.Население города составляло 2022 человека.В городских лавках, кроме приказчиков, торговало 5 мещан; торговцев мелкими товарами было 48; продающих без лавок и занимающихся ремеслами, - 334 человека. Лето 1882 года было жаркое и в Проскурове случился большой пожар – деревянные дома Проскурова сгорели почти полностью.Власти Проскурова приняли решение в дальнейшем строить только каменные и глинобитные дома.
В 1824 году император Александр I утверждает генеральный план застройки Проскурова, разработанный подольским землемером В.Рудлицким и архитектором Геслером. План имел четкий раздел улиц. Вся городская территория была разбита на 51 квартал и 403 усадебные участки. Ее размеры соответствуют современной улице Свободы и Старобульварной. План предусматривает создание в центре города большой торговой площади, названой Хлебной.На ее месте сейчас находится кинотеатр имени Т.Г.Шевченко. За пределы города вынесены кладбища. С 1830 год начала достраиваться новая, северная часть Проскурова.
В 1835 год на месте Рождество-Богородицкой церкви, сгоревшей во время пожара в 1822 году, начинается постройка собора Рождества Пресвятой Богородицы.Собор был построен и освящен к 1837 году. К середине XIX века в Проскурове работали такие промышленные предприятия, как завод медных изделий, мыловаренный, свечной и табачная фабрика.Еврейское училище 1-го разряда, состоящее из 2 классов открывается в 1851 году.К 1864 году в городе проживало 6930 человек. В 1869 году открывается городское двуклассное училище, имеющее мужское и женское отделения. Полный курс обучения в училище 5 лет.В связи с тем,что в пограничном Проскурове отсутствует железная дорога начинает строиться железнодорожная линия Жмеринка-Проскуров-Волочиск,которая задействуется в 1870 году.
Проскуров начинает интенсивно развиваться.В 1871 году построен железнодорожный вокзал и разработан план расширения территорий города по направлению к железнодорожной станции. По этому плану современная улица Проскуровская была достроена по направлении к вокзалу.
Здание Проскуровского железнодорожного вокзала
В приграничный Проскуров в1875 году начинают переводить части Российской армии. В городке расквартированы штаб и три стрелецкие роты 46-го пехотного Днепровского полка.
В 1876 году в связи с предстоящей войной с Турцией 46-й Днепровский полк переводится в Бессарабскую губернию. После окончания войны и освобождения Болгарии от турецкого владычества в 1879 году 46-й пехотный полк возвращается в Проскуров.
Конец XIX века.Вид на город с плотины Бужского пруда
К 1884 году в Проскурове уже работают гуральня купчихи Лехт, медовый и пивоваренный завод, четыре табачные фабрики (две из них принадлежали купцу Шпильбергу), три деревянных мельницы: для производства круп на Бужском пруду, простой, на две поставы - на Дубовом пруду, на четыре поставы - на Раковом пруду. Работает два кирпичных, два кирпично-черепичных и два черепичных завода. Количество населения увеличилось и в 1885 году в Проскурове проживает уже 16076 человек.В сязи с увеличением количества населения и отсутствием незастроенных участков в черте города в 1888 году по заказу Проскуровского городского Совета землемер Подольской Палаты государственных местностей В.Осецкий разрабатал новый план застройки города. По плану территория Проскурова делится на две части полосой земли Северо-Западной железнодорожной линии. В восточной части проложено несколько новых улиц, параллельных Бугу; они отвечают современным улицам Шевченко и Водопроводной.
Достроена до железнодорожной станции и дальше, до восточной границы города (проходила по реке Кудрянке) улица Подольская. Южная часть города за линией железной дороге называлась "Новый план". На Новом плане территория предназначалась для постройки казарм 35-го Драгунского Белгородского полка (современный район Дубово). Между улицами Каменецкой и современным Каменецким шоссе был обозначен провиант-магазин (то есть военный продуктовый склад). Пороховой погреб вынесен в Яр, приблизительно на территорию современной областной детской больницы.
С левой стороны от ул. Каменецкой обозначался треугольник нового кладбища. Планировалось построить торговые площади: на месте современной городской больницы, областной филармонии, кафе "Мрия", старого аэродрома, военного госпиталя по ул. Индустриальной.
В 1889 году построена новая табачная фабрика, хозяином которой был А.Шварцман. В городе функционировали одна городская и одна еврейская больницы.
С.Г. Маранц в 1891 году открывает Проскуровский сахарный завод . Это предприятие стало самым большим в Проскурове; в сезон сахароварения на нем работало 470 человек.
Через год в 1892 году Маранц открывает первую в городе паровую мельницу.В 1892 году открылся первый частный театр, размещавшийся в деревянном доме по улице Каменецкой.Рядом с городским двуклассным и казенным еврейским училищами 1-го разряда в Проскурове действуют два частных начальных еврейских училища:мужское (хозяин - П.З.Зильберман) и женское (хозяйка - М.Д.Бондар). В 1897 году в городе уже проживает 22915 жителей.
Работники Проскуровского чугунолитейного завода.Начало XX века
В 1898 открылся и дал первую продукцию Проскуровский чугунолитейный заводБ. Ашкинази. Завод выпускал разнообразные приборы для снабжения мельниц, гурален, пивоваренных и сахарных заводов.
В Проскурове окончено строительство еще одного кирпичного завода, принадлежавшего Ш.Ш.Гальперину. Предприятие изготавливало не только кирпич, но и черепицу, печной кафель. На нем работало 155 человек. 1900-1901 год.В городе работают две частные аптеки Л.И.Деревоеда и Е.Д.Осмульского.Открыта библиотека - читальня им. Пушкина.
Дом и аптека Л.И.Деревоеда.Начало XX века.Управитель министерства финансов, сенатор Коковцов в 1904 году подтвердил статут Проскуровского товарищества взаимного кредита.
В 1904 году открылось Алексеевское реальное училище, названое в честь наследника престола царевича Алексея.Основана частная женская гимназия Н.И.Харюзовой.На Парижской выставке в 1905 году чугунолитейный завод Б.Ю.Ашкинази удостоен золотой медали.В 1906 году в Проскурове открываются два новых одноклассных училища: Тамнуд-тора (религиозное еврейское училище для сирот и бедных) и несколько частных учебных заведений. Начинают работать две частных библиотеки.
Улица Александровская.Начало XX века.Отделение Южно-Русского промышленного банка
В 1906 году жителей города обслуживают более 100 магазинов, в том числе три книжных.Уже в 1909 году в Проскурове работает 42 завода и фабрики, на которых работает 1012 человек. Действовует 575 ремесленных заведений. Наиболее распространенные профессии в городе портной и закройщик. Портных в Проскурове зарегистрировано 149, закройщиков - 454.В городе работает 28 врачей (из них 15 - военных), 21 акушерка, 2 оспопрививателя.
Действует 4 аптеки.В 1909 году Население Проскурова составляет 35771 человек.Среди них православных - 10677 (29,8%), католиков - 8026 (22,4%), иудеев - 16971 (47,4%),других вероисповеданий - 97 человек.По численности населения Проскуров был третьим городом в Подольской губернии (после Винницы и Каменца-Подольского).
В 1910 году в городе открываются кинотеатры "Модерн" И.Штейншлегера и "Оаза" С.М.Оксмана.С началом первой мировой войны в 1914 году в районе Проскуров - Каменец-Подольский формируется 8-я армия Юго-Западного фронта, которой командовал генерал О.О.Брусилов. Штаб 8-ой армии и армейские тыловые установки размещаются в Проскурове.
О.О. Брусилов
В госпитале Проскурова в 1914 году работала Великая княгиня Ольга Александровна она была также шефом 12-го уланского Ахтырского полка
В палате госпиталя
В 1915 году город подвергся первому в своей истории налету вражеской авиации и бомбарди-ровке.В ходе первой мировой войны в 1916 году в Проскурове формировались новые воинские части, концентрировались резервы, располагались тыловые части - склады, госпитали и технические части. Проскуров был местом дислокации подразделений союзных войск: английского танкового дивизиона и французского авиационного отряда.
......Вот такие исторические события произошли в городе Проскурове к 1917 году. Году великих потрясений.И большинству из этих событий родственники были свидетелями и очень часто непосредственными участниками. На их долю пришлось немало испытаний,которые они прошли с честью.
К моему непередаваемому огорчению документальных подверждений о жизни моих предков не осталось ,так что приходится писать о том что слышал от родных,которых увы уже нет.Да и их рассказы о том времени были очень скудны на информацию - не любили все они вспоминать прожитые годы,потому что только в конце своей жизни получили возможность просто тихо и спокойно пожить.
Потому то избрал я одну из разновидностей несказочного прозаического фольклера ЛЕГЕНДУ. Информацию пришлось собирать по крупицам, кое где анализируя,кое что домысливая чтобы потом в тишине поняв и осмыслив все происшедшее написать об ушедших навсегда….
Вернуться в раздел Леонид Западенко
|
|
|
|
|