Дорогие Друзья. Иногда достаточно одного слова, что бы возникло желание встретиться с человеком и поговорить. Делатель культуры. Да, это именно то слово. Талантливый человек, он во всём талантлив… Не буду вас больше интриговать.
Итак, встречайте. Сергей Крайнев
Сергей Николаевич Крайнев.Родился 20 декабря 1964 года в Москве.Делатель культуры. Режиссер, сценарист. Иногда - актер. Гордится документальным циклом "Горячие точки холодной войны" -- 20 фильмов (2001-2005, режиссер). Из последних работ -- "ПираМММида" (сценарист), антилиберальный спектакль "Больше-Меньше"(импресарио).
Высказывания:
Пресыщение опаснее голода!
Не ищи на Солнце пятен,если сам неадекватен!
Из всех художников, скульпторов, режиссеров,лично мне ближе всего - Творчество ГОСПОДА БОГА.Из всех его призведений,одно меня завораживает, заставляет думать и ставит в тупик - это Я САМ.
Малая часть из опубликованого:
Requiem
О чем вы думаете, родные мои?
Ода митингу 24-го
Прогноз
Экспромт
Встреча осени.
Иерусалим
Песня эмигранта
Заклинание дядьки Сэма
Москва-2011.
29 апреля 2011. На смерть пианиста.
Потом.
Невеста Христова
Твои волосы
Варшава
Пражская трилогия
Рассвет над данангом
Накануне тридцатилетия
Мир треснул
Храму
UP AND DOWN
Я знаю
Прощайте, мои ветренные демоны...
Таганка.
Баллада о стареющем нимфомане
Нон-канон
Moscow-1995
Звонок
Свеча-4
2001
Встреча-2
Почему?
МЕЖ...
Лебедянь
Фрейдистский блюз
Луч
Встреча
Песня на мотив Tomorrow belongs to me к ф Кабаре
Песня о дружбе
Последний пир.
Путь
Вечное ежегодное
Пушкин-блюз
Рождественский сочельник в новгороде
Капеллан
Во всем...
Passion
Федулово. Август-85.
На станции Площадь Невского
Влюбленность-1982
Уважаемый Сергей Николаевич, Здравствуйте! Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Вас за согласие встретиться и побеседовать. Спасибо! Первые вопросы, они традиционные, я их называю житейскими…Расскажите о Городе Вашего Детства! Каким он Вам запомнился?
Батоно Сандро – извините за то, что мне так нравится к вам обращаться в соответствии с грузинскими лексическими традициями, но мне… очень вкусно это произносить – батоно Сандро, спасибо за внимание к моей скромной персоне. Приятно, что Вы заметили мои короткие афоризмы, которые действительно определяют мое существование на этом свете. Очень неожиданно))
Город моего детства – это не Москва. Это – поселок Текстильщики. Сейчас это глубокая Москва, а в конце 60-х – глубокая окраина, почти Подмосковье. Очень смешное территориальное образование, похожее… на Нью-Йорк)). Поселок делили строго перпендикулярно номерные улицы Текстильщиков. Почти как стрит и авеню)) Я из роддома 68-й больницы (4-я ул.Текстильщиков, ныне – Шкулева) был принесен в комнатку коммуналки двухэтажного дома (6-я ул.Текстильщиков).
Мы жили на первом этаже. За окном был – настоящий вишневый сад и настоящий русский погреб. Мне было три года, когда я впервые спустился в этот таинственный сумрачный замок, пропахший волшебной кислой капустой и чудесным вишневым вином (дедушка делал). Это был мой мир. Мой город. Плюс – два клуба рядом, где можно было смотреть «Неуловимых» и «Айболита-66», и конечно, мультики. Я лазал по деревьям, бегал по палисадникам, нырял в Люблинский пруд.
Мой город Текстильщики был светел и чист. В нем цвели одуванчики и падали огромные хлопья снега. Я сжимал пластмассового коняшку и восторженно смотрел в небо, в котором гордо летали советские космонавты.
Знаете, меня близкие так и называют, так что я очень рад, что и Вам нравится моё имя… Что касается Города Детства, то Вы так описали то время, что просто нет слов! Это ведь действительно, то место, куда мы очень часто возвращаемся в своих воспоминаниях… Наша беседа была бы неполной, не совсем состоявшейся, если бы я не попросил бы рассказать о Родителях. Это ведь люди, которым мы многим обязаны, если не всем…
Батоно Сандро, тут у меня есть пробел. Я совершенно не знаю, кому обязан своим отчеством (Николаевич). Я никогда не видел этого человека, и, честно говоря, не испытываю желания узнать о его судьбе. Его не оказалось рядом со мной, когда я рос.
Отца заменил мне дед, крепкий основательный мужик из тамбовских крестьян (хутор возле села Пружинки, что под Липецком), крестьянин, потом – шофер. Мы с дедом даже и не общались особо. Он просто был. Со всем своим инструментом и навыками, практичностью и рассудительностью. Я не такой)) Все-таки во мне сидит нечто бешеное и дерзкое.
То, что заставляет «достать чернил и плакать». Но конечно была мама. Дай Бог ей здоровья! Простая медсестра. Правда, в 70-х она изучила мудреную китайскую медицину и массаж (работала с детьми, больными ДЦП) и получила частную практику. А дедушка с бабушкой (вот еще чудо человек – праведница, украинка) с апреля ездили в лес. На заработки. Цветы, грибы, ягоды. Я с детства помогал им резать корешки грибов и вязать букетики ландышей и фиалок, а бабуля потом торговала дарами русских лесов на Люблинском рынке. Наш дом с апреля по сентябрь пах лесом.
Дед сгребал крошки со стола и выключал свет, если в комнате никого не оставалось. Я это усвоил. Могу прокутить с друзьями энное количество дензнаков, но всегда доедаю – в любом ресторане – свое блюдо и всегда выключаю свет. Это уже рефлекс.
Бывают же совпадения…Я тоже доедаю… Это ведь надо понимать и прочувствовать.
Могу ошибаться, но по моему у Андрэ Моруа, очень хорошо написано о Друзьях. Как Вы относитесь к утверждению, что друзей много не бывает? Что для Вас – Друг?
В юности Дружба была очень объемным понятием, Друг – очень разносторонне нужным существом.
Мы с друзьями входили из школы, где ты можешь позволять себе дурачество и безответственность, во взрослую жизнь, в отношения с женщинами, в профессиональные поиски. В чтение СВОИХ книг, в конце концов, а не тех, что навязывали взрослые. Путешествие очень опасное и тут нужен был человек, способный выслушать, поспорить, поддержать, утешить, обнадежить, одернуть, посмеяться без злобы. И ты платил ему тем же.
И вы вместе пели в лесу песни под гитару и учились просчитывать взятки в преферансе. Отчаянно рвали жилы на дворовом футболе и глотки на стадионе. Читали друг другу неумелые наивные стихи и таскали бобины со свежими магнитофонными записями. Мужественно курили и галантно поили вином «Токай» своих муз на первый «взрослый» Новый год, когда количество парней и девушек абсолютно тождественно, а симпатии давно распределены по обе стороны линии фронта…
Потом кожа грубеет. Потребность в плече и жилетке снижается. Взаимный трепет юного товарищества улетает из сердец. Парусник дружбы уплывает за другими молодыми капитанами, оставив тебя на обитаемом острове социума.
Сегодня для меня важно понятие соратничества. Со-ратники. Те люди, с которыми можно совершить что-то, что хоть на йоту изменит этот несовершенный мир, в котором уже растут двое моих сыновей, и за который я отвечаю.
Пока Господь одаривает меня такими людьми.
Желаю Вам, что бы и в дальнейшем рядом были такие люди!
В детстве мы мечтали стать космонавтами, докторами, военными…О чём мечтал в детстве Серёжа Крайнев и как получилось, что он пришёл в кинематограф?
Лет в 6-7 заболел космосом. Крепко, серьезно. А поскольку читать научился еще в 4 года, все репортажи о запуске очередного космического корабля выучивал практически наизусть и пересказывал взрослым. В 10 лет (3 класс) прочитал от корки до корки учебник астрономии за 10-й класс, что характерно – все понял, уяснил термины, - разобрался в общем… И тогда же прочел потрясающий научно-фантастический роман Александра и Сергея Абрамовых «Все дозволено». До сих пор – один из моих любимых. Кстати, экранизировать его – моя давняя (с тех пор еще!) мечта.
Как пришел в кино? Через телевидение. В 1990 году работал внештатным разъездным корром легендарной программы «Взгляд». Когда «Взгляд» закрыли, меня позвали в «Авторское телевидение» (АТВ). Там, под чутким и профессиональным руководством Анатолия Григорьевича Малкина и Киры Александровны Прошутинской, рос, как творческая единица. Автор, редактор, режиссер… АТВ было моим телеуниверситетом. Потом работал на РТР, режиссировал музыкально-развлекательные программы – «Караоке по-русски», «Ретро-шлягер».
В 2001 получил удивительное предложение – работать над документальным циклом «Горячие точки холодной войны». Удивительное, потому что оно соответствовало одной из моих «мечт» - уже старшеклассных – поездить по миру в качестве журналиста. Правда, тут я был режиссером, но ощущение политической, точнее – историко-политической журналистики присутствовало вполне.
5 лет жизни. Полеты по всему миру – от Кубы до Кореи и Вьетнама, от Литвы до Анголы и ЮАР. Встречи с ветеранами – воинами и политиками. Многочасовое сидение в киноархивах. Монтаж, монтаж, монтаж… Здорово было. Главное, мы – вся творческая группа – хотели донести до зрителей правду об СССР, которая на тот момент была загнана в подполье. Правду о сильной и деятельной империи, которая была способна решать многие тактические и стратегические задачи. Интонация фильмов была искренне патриотической. Потому и горжусь.
В 2006 меня «повело» в абсолютно другую сторону. Продюсер Сергей Ливнев пригласил делать ситком по американскому оригиналу “Three’sACompany”. Никогда не чурался новых идей, проектов, экспериментов. Взялся. Хотелось изготовить нечто, что было бы похоже на великолепный сериал «Друзья». Получилось, правда, не очень))) Ну, так – на троечку с плюсом. Но мне все-таки кажется, что сценарии, за которые преимущественно отвечал я, достойны твердой четверки. Но это – ситком. Особый жанр. Хотя никто не сказал, что телекомедия не должна быть умной и убедительной.
Сергей Ливнев предложил мне и моему приятелю Максу Василенко, с которым мы к тому времени уже не один кинопроект сочинили (к сожалению, ни один не был реализован) написать сценарий фильма о Мавроди. Мы почитали творчество самого Сергея Пантелеевича, подумали и решили – беремся. Работали долго, трудно и тщательно. Уж больно личность непростая. Производство фильма по нашему сценарию «ПираМММида» тоже оказалось сложным процессом. Но в итоге, слава Богу, - фильм вышел.
В прошлом году даже на «Кинотавр» съездили с Максом, прошли по синей дорожке)))
Вот так добрел я до кино в своем творческом развитии. Ну, это вкратце))
Фильм смотрел. Знаете, у меня один критерий при оценке фильма, песни, картины… Нравится мне или нет. Так вот, если честно, то осталось двойственное впечатление. С одной стороны, если можно так выразиться, есть смотрибельность. А с другой стороны, возможно оно и не планировалось, но по большому счёту мне жалко главного героя. Хотя и допускаю, что это результат работы Алексея Серебрякова. Скажите, Сергей Мавроди, кто он? Злодей? Жертва? Гений?
Мавроди – неординарная личность прежде всего. Как говорил «наше все» Александр Сергеевич, «он уважать себя заставил». И тем заслужил право стать героем фильма. Хотя мы, конечно, взяв Сергея Пантелеевича за основу, сдобрили героя массой ярких черт. Мавроди – вещь в себе. Но это правильно, если стремишься влиять на судьбы мира. А он, безусловно, - Буоннапарте.
Но, если честно, на сегодняшний день он мне не очень интересен. Хотя, если ему удастся разрушить современную финансовую систему, я буду ему рукоплескать.
По разному можно относиться к фильму ,,Офицеры,,. Но прошло чуть более сорока лет, а ведь его помнят. Не хочу рассматривать идеологическую составляющую, но… Вместить в пару часов экранного времени период с 1920 по 1960 годов, игра актёров, отсутствие спецэффектов. Масштабная картина получилась, да и не только она одна. На Ваш взгляд, почему сейчас перестали снимать фильмы такого уровня? Не хватает мастерства, таланта, или же просто нет востребованности?
А я еще обожаю фильм «Добровольцы». Наивная поэтика, но каков актерский ансамбль! Могу пересматривать его бесконечно. Почему сейчас нет такого кино? Потому что не нужны такие герои и образы. Потому что не нужны подвиги, благородство и самопожертвование ради других, ради великой цели.
Нынче нужна, как говорил вагонный воришка у Шукшина в «Печках-лавочках» (чудо – Георгий Бурков) «мелочишка суффиксов и флексий», маленькие люди с ничтожными проблемами и переживаниями. Причем рисовать их требуется не кистью Федора Михайловича, с его нежностью и состраданием к униженным и оскорбленным, а насмешливыми мазками, чтобы публика смотрела и радовалась, что «я не такой идиот».
Или идет перемалывание сериальной костной муки, где уже нет ничего человеческого – ни историй, ни персонажей, ни переживаний. Плюс еще – зрителя подсадили на «ржачную» киноиглу. Теперь он без ржаки ничего и смотреть не станет, особенно молодой. Кино перестало быть искусством. Кино снова стало площадным аттракционом, который входит в комплект с колой и поп-корном.
Пока мы не изменим идеологию, пока нами рулит капитализм, - мы будем смотреть… даже, скорее, наблюдать (смотреть уже сил нет) продолжение деградации кино.
Кстати, о капитализме. Не буду перечислять фильмы созданные заграницей, но ведь есть шедевры, есть ведь фильмы, которые помнит зритель. Может дело не только в капитализме? Ведь самое опасное, ну это конечно на мой взгляд, когда из ,,грязи,, и в ,,князи,,. Когда посредственность уничтожает талант, когда бездарность выдаётся за гениальность. Ведь смотрите что получается. Вместо того, что бы заимствовать хорошее и лучшее, происходит перенос на российскую почву низменного и пошлого. И что самое интересное, хотя это слово не совсем подходит, но все эти ,,подарки,, находят благодатную почву…
Люди искусства и политика. Это совместимые вещи? Или каждый должен заниматься своим делом?
По первому пункту… Капитализм нынче досовершенствовался до стадии глобализма. Он уже имеет право диктовать – моду, вкусы, идеи. За 20 лет безнаказанного и безальтернативного сидения на вершине мира он взрыхлил почву и у нас. Система проката, т.е. извлечения киноприбыли выстроена таким образом, что ничего путного на экраны не попадает. Ну, разве что Джеймс Кэмерон снимет свой очередной мегаблокбастер, в который сумеет запихнуть хорошую антиглобалистскую идею.
А наши сценаристы делятся на две категории – одни копаются в своих фобиях и комплексах, другие заглядывают в глаза продюсера с немым вопросом «Чего изволите?» На самом деле, я – из вторых, но я тщательно выбираю (с Божьей помощью) продюсеров.
Вот сейчас закончил героическую драму по заказу создателей «Кандагара» и «Матча». Можно спорить о художественных достоинствах этих картин, но их вектор – подвиг – мне близок. Кстати, батоно Сандро, если хотите, вышлю первый вариант вам на читку.
Искусство и политика? Ну, вон, писатели Чхартишвили и Быков доказывают, что в одну арбу запрячь можно коня и трепетную лань. Я не против. Только я с другой стороны баррикад, которые они возводят. Горький был в политике. Пушкин мог быть, если бы не заяц, перебежавший ему дорогу в декабре 1825-го. Маяковский – тот вообще политмашина.
Но в то же время я восхищаюсь Максимилианом Волошиным, который в 1917-1920 годах сидел в Крыму и спасал и белых, и красных. И писал гениальные стихи. А ведь еще в 1916-м стрелялся на дуэли (!!!) с Николаем Гумилевым. Гумилева через пять лет расстреляли за участие в контрреволюционном заговоре. Убежден – он участвовал в нем. «Я бельгийский ему подарил пистолет И портрет моего Государя»…
Спасибо Вам за ответ. Конечно, если Вы сочтёте возможным прислать первый вариант на читку, то с удовольствием прочитаю, и даже наберусь смелости дать свою оценку непрофессионала. Но… Вы уж простите меня, но я не могу не обратиться к читателям.
Дорогие Друзья. На момент ответа на очередной вопрос, у нашего гостя произошло большое горе. Скончалась Мама супруги. Что и говорить, тяжело терять близких людей. Позвольте выразить свои соболезнования. Светлая Память Т.Мартыновой…
Мы продолжим беседу, но хотелось бы попросить Вас рассказать о ней. Люди живы, пока мы помним о них…